Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Владыка Георгий: «Если мне удалось достучаться хотя бы до одного из вас и зародить желание встать на путь самосовершенствования в духовном плане, я буду думать, что эта встреча не была напрасной»
18:59, 25 ноября 2005

Владыка Георгий: «Если мне удалось достучаться хотя бы до одного из вас и зародить желание встать на путь самосовершенствования в духовном плане, я буду думать, что эта встреча не была напрасной»

24 ноября в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.Добролюбова прошла встреча епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия со студентами. Владыка Георгий ответил на вопросы учащихся вуза.

– Каким вы видите идеального молодого человека 19 – 20 лет? Что он делает, как живет, о чем думает? Как соотносится его внешнее и внутреннее?

– Очень глубокие слова. Я думаю, что в ваших сердцах – у кого-то подспудно, у кого-то более явно – горит дух служения. Надо больше давать, чем принимать. И это факт: чем больше человек отдает в своей жизни, тем больше он получает.

Мне приходилось не единожды сталкиваться с людьми в материальном плане очень обеспеченными, у которых болит душа. Такие люди очень много взяли, а отдавать ничего не хотят. Если вы хотите быть счастливыми людьми, то ваше сердце должен пронизывать дух служения, самоотвержения. Тогда вы всегда будете успешными в жизни, коммуникабельными, спокойными, честными, порядочными, благочестивыми.

– Считаете ли вы наличие детей в семье обязательным признаком существования семьи?

– Не я считаю – так Бог благословил. Рождение детей – благословение Божие. Если мы не хотим жить по благословению Божию, это другая система.

– Каково отношение Церкви к однополой любви?

– Вы помните, были библейские города Содом и Гоморра, осужденные Богом? Сегодня человек говорит: «Вы знаете, Бог не прав. У нас есть социальные нормы, законы, и по ним мы будем жить». Европа тоже идет по этому пути – пути богоборчества. Про то, что Бог назвал злом, Дьявол говорит: «Нет, друзья, это добро».

Этот грех существует очень давно. Мы с вами помним и эллинов, и римлян. Но проблема не в том, существует этот грех или нет. Главное – наше отношение к нему. Задача Антихриста – осуществить подмену: зло назвать добром, а добро злом.

Поэтому так успешно обсуждается вопросы эвтаназии, женского священства, однополых браков. Наверное, что-то еще будет обсуждаться. Но все это совершается в противовес Закону Божиему, данному человеку.

– Как вы относитесь к половой жизни до брака?

– Сказано: не прелюбы сотвори. Что еще ответить? Не я отношусь, а Бог дал нам такую заповедь.

– Каково ваше отношение к абортам?

– Прерывание беременности – есть убийство, считает Церковь. Медицина говорит, что это медицинская проблема. Еще в древности Святые Отцы проводили некие богословские исследования. В какой момент зарождается душа человека после зачатия? Кто говорил, что в первый день, кто – в третий, пятый, девятый. Но в Священном Писании однозначно сказано, что в утробе матери есть жизнь, человек. Однако сегодня общество относится к этому как к чисто биологической, медицинской проблеме. Это скорбно. И поэтому сегодня миллионы и миллионы женских душ искалечены этим грехом – грехом детоубийства.

– Каково отношение Церкви к ранним бракам?

– Во-первых, что мы подразумеваем под ранним браком? Есть определенные церковные каноны. Принцип таков: всякий плод должен созреть. Не надо входить в дом как вор, войдите через врата. Не давайте вашим страстям руководить вашей жизнью.

– Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения между мужем и женой, между девушкой и молодым человеком до вступления в брак?

– На вторую часть вопроса я уже ответил: есть Божия заповедь – не прелюбодействуй. А ответ на вопрос об отношениях между мужем и женой также есть в Священном Писании. Сказано: жена да убоится мужа своего. Эти слова знают многие. А продолжение этих слов почти никто не упоминает: муж да возлюбит жену свою как самого себя. О чем здесь речь? Боязнь здесь – это не страх, не оцепенение, а внутреннее уважение к мужу.

Есть также вопросы о Церкви и сектах. Но, если еще возникли вопросы о человеке, личности, семье, давайте поговорим. Выскажите свое мнение. Я хочу так поговорить с вами, чтобы достучаться до вас. Может быть, я сказал что-то не совсем понятное вам. Спрашивайте, пожалуйста.

– В самом начале нашей встречи мы говорили о самоотвержении, самоотречении. Человек должен постоянно самоотрекаться. А как же тот факт, что человек должен сначала возлюбить себя, причем не эгоистично, а свою духовную личность, и только после этого возлюбить других?

– Спасибо. Здесь нет никакого противоречия. Когда рождается ребенок и мать ухаживает за ним: не спит ночами, купает его, пеленает, это не значит, что она не любит себя. Но ее дух смоотвержения, служения реализуется по отношению вот к этому комочку. И чем более ревностно она это делает, тем более преображается сама. Вы знаете, самые великие картины – это изображения женщины с ребенком. Это и иконы Богоматери, и обычные картины. Это величайший символ жизни, смысл жизни. Когда мы видим изображение ребенка с матерью (не иконы, а обычные картины), мы ощущаем этот истинный смысл. Вот мать смотрит на свое дитя, и ее больше ничего не интересует: ни доллары, ни катаклизмы. Она видит свою жизнь. Этот инстинкт, эта потребность заложена Богом. И, наоборот, что это за женщина, что за мать, которая бросает ребенка в детский дом или он погибает у нее в чулане! Это разрушение внутренней личности человека.

Бывает и другое. Человек любит себя как эгоист. Все должны мне дать всё, все окружающие должны мне служить, а я ничего не должен отдавать.

– Мой вопрос основан на личном жизненном опыте. Многие люди, читающие Библию, часто ходят в церковь, но очень жестоко относятся к окружающим, к тем людям, которые в церковь не ходят. Например, моя подруга очень изменилась не в лучшую сторону, после того как стала ходить в церковь.

– Если затрагивать эту тему, то я могу сказать следующее. Наша духовная жизнь протекает не так просто. И то, что многие воцерковленные люди жестоки по отношению к окружающим, неверно. В Церкви гораздо больше добрых людей, искренних христиан. Мы с вами помним (это описано в Священном Писании), что есть фарисеи, которые наставляют, а сами закон не соблюдают. Это есть, не отрицаю.

Конечно, мне бывает очень печально, когда в храм приходит невоцерковленный человек и бабушки начинают на него шикать – не так свечку держишь, не в том платке стоишь, еще что-то. Это печально, но это не значит, что нет Христа, нет Евангелия. Обращаясь к пастве в храме, я нередко говорю о том, что, если человек вошел в храм и вы его оскорбили, на Страшном суде вы будете делить с ним 50% его греха в том, что он не дошел до Бога. Не надо поступать как фарисеи, поступите по любви, по милосердию и долготерпению.

Что касается того человека, о котором вы говорите, отвечу так (насколько я могу предполагать). Во-первых, может быть, вы в чем-то ошибаетесь. Во-вторых, в душе человека, идущего к Богу, происходит очень серьезная духовная борьба. Достоевский в «Братьях Карамазовых» сказал: «В мире Дьявол борется с Богом, а поле борьбы – сердца человеческие».

В-третьих, может быть, она встретила неправильное духовное руководство. Есть такое понятие – неофитство. Часто в душе человека, который еще только приходит к вере, срабатывает определенный механизм, называется он «ревность не по разуму». Всю жизнь я жил неправильно, а сейчас знаю, как правильно, и буду всех наставлять. Ты сам научись жить правильно, и через свою жизнь будешь свидетельствовать другим об истинном пути, предназначении человека на земле. А если в твоем сердце злоба, подозрительность, то, значит, и ты сам не до конца правильно живешь. Аминь.

– Могут ли люди, причастные к Церкви, священнослужители осуждать людей, необразованных в отношении религии?

– Ни в коем случае. Но это есть, и это плохо. Священник не должен осуждать людей, если они не знают Христа и не воцерковлены. Он должен заботиться о своей пастве, даже если она неухоженная и непросвещенная. Иди и наставляй, укрепляй в ней веру.

Сейчас нам не хватает священнослужителей, и мы серьезно укрепляем свою духовную школу. Ведем тщательный отбор молодых людей, но конкурс пока не очень большой. Я могу привести вам статистические данные. До 1988 года у нас было 42 храма, сейчас 450, было 60 священнослужителей, а сейчас 500, и их катастрофически не хватает.

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли на эту встречу. И если мне удалось достучаться хотя бы до одного из вас и зародить желание встать на путь самосовершенствования в духовном плане, я буду думать, что эта встреча не была напрасной.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.