Редко кто проживает такую насыщенную событиями и яркую жизнь, какая дана была митрополиту Николаю (Кутепову), возглавлявшему Горьковскую (Нижегородскую) кафедру с 1977 по 2001 годы. Сегодня мы расскажем о служении владыки на севере России. Сразу после окончания Московской духовной семинарии в 1952 году перед Николаем Кутеповым встал вопрос распределения, и первым местом церковного служения будущего архипастыря стала Вологодская епархия.
«Не побоялся — и принял»
В начале 1950‑х годов, после ареста Тульского архиепископа Антония (Марценко), Николай, несколько досеминарских лет служивший секретарем архиерея, был обвинен в пособничестве «врагу народа». Это было в те годы очень серьезным обвинением, однако Николай все же смог успешно окончить семинарию.
После нескольких месяцев изнурительных допросов все обвинения с него были сняты, но клеймо осталось, поэтому Николая уже никто из архиереев не отваживался брать в свои епархии, а в духовную академию ему по той же причине распределения не дали.
И в этот момент в жизни будущего нижегородского архипастыря появился человек, сыгравший огромную роль в его гражданском и пастырском становлении. Этим человеком был архиепископ Гавриил (Огородников) — один из наиболее авторитетных и уважаемых архиереев второй половины XX столетия.
Как пишет историк Алексей Жамков, «владыка Гавриил был необычайно светлым человеком. Все знавшие его люди отмечали такие его качества, как смирение, всепрощение, терпение, кротость и милосердие». Вологжане до сих пор помнят его чистый и светлый лик.
Он, несмотря ни на что, взял молодого выпускника. Как говорил потом сам владыка Николай, «не побоялся и принял».
Вологодская епархия
Положение в Вологодской епархии в начале 1950‑х годов, как и в других епархиях Русской Церкви, было очень тяжелым. Антирелигиозная пропаганда в это время значительно усилилась и приняла в некоторых районах боевой и наступательный характер. Почти все местные и районные газеты время от времени помещали статьи хлесткого антирелигиозного содержания, а в школах и клубах проводились лекции и постановки пьес-инсценировок на эти темы. Однако, по отзывам очевидцев, научная трактовка сотворения мира, происхождения человека и бытия Бога преподносились слушателям в таком виде, что изобличали докладчиков как невежественных людей, поэтому печать не раз отмечала, что подобные доклады служат только на пользу религии.
Негативное отношение к религии не могло не сказаться на отношении верующих к священнослужителям. Тем не менее в отчете по Вологодской епархии за 1954 год отмечалось значительное увеличение посещаемости храмов и количества крещений детей. Кроме того, только за пять лет — с 1949 по 1954 годы — число приходов в епархии увеличилось почти в 6 раз: с 3 до 17.
Псаломщик в Череповце
В этих непростых условиях в конце 1952 года молодой выпускник семинарии Николай Кутепов был назначен на клирос Воскресенского собора города Череповца на должность внештатного псаломщика. Здесь, как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», он «встретил старое духовенство дореволюционной закалки, которое исповедовало православие так, как исповедовали его многие подвижники этого северного края — такие как преподобные Кирилл Белозерский, Нил Сорский и другие».
Воскресенский собор Череповца заново открылся после войны — в 1946 году — и был самым большим приходом епархии. В связи со строительством в Череповце большого металлургического завода и резким увеличением населения города местный уполномоченный по делам религий озаботился «вредным влиянием церкви, распространяемым на десятки километров в окружности». Посещаемость собора новыми рабочими действительно была очень высокой, и со стороны власти были предприняты многочисленные попытки под разными предлогами собор закрыть и снести, дабы «возвести на этом месте стадион и другие сооружения для культурного досуга советских граждан».
Настоятель Воскресенского храма протоиерей Михаил Смирнов, прихожане и весь клир, в том числе и внештатный псаломщик Николай Кутепов, сделали все возможное, дабы не допустить уничтожения храма, и это стало для будущего архипастыря первым уроком стойкости и борьбы за свои религиозные убеждения.
В феврале 1953 года псаломщик Николай Кутепов написал прошение с просьбой о рукоположении его во диакона, и 12 июля по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), как отмечают официальные документы, «был возведен в диаконский сан в безбрачном состоянии». 14 июля того же года указом архиепископа Гавриила диакон Николай «был зачислен в состав причта Казанской церкви в городе Устюжна».
Диаконское служение в Устюжне
Уже 15 июля 1953 года молодой диакон Николай Кутепов переехал на жительство в Устюжну — небольшой город в 250 километрах от Вологды. Он поселился в доме одной из прихожанок храма. Небольшой дом был рассчитан на двух хозяев, имел отдельные входы и находился недалеко от храма.
В книге «Святитель земли Нижегородской» приводятся слова этой прихожанки, которая вспоминала, что «холостяцкий быт молодого диакона делила ручная белка. Она сидела в шкафу, грызла орехи и семечки, которыми Николай кормил ее, иногда прыгала на шнур от лампы под потолком и раскачивалась на нем». Кроме того, «у него было очень много книг, и он любил читать, а во время службы частенько подпевал левому клиросу, состоявшему из хора любителей».
Первое посещение великолепнейшего строгановского Казанского храма буквально потрясло Николая, однако постоянно служить на холодном каменном полу здания постройки XVII века ему было очень тяжело: ампутированные ступни ныли и болели, особенно в зимние месяцы. Жажда служения Богу, однако, преодолевала все.
Немалым утешением молодому диакону были частые приезды в приход архиепископа Гавриила. Будущий нижегородский святитель любил архиерейские служения вологодского владыки, которые всегда отличались красотой и торжественностью, а проповеди были проникновенными и очень содержательными. Все это впоследствии стало отличительной чертой всех богослужений и владыки Николая.
Кроме того, архиепископ Гавриил был прост в общении и часто вместе с паствой и клиром ходил в лес по грибы, а потом за одним столом за картошкой с этими грибами они долго разговаривали о самых разных вещах. Простоту в общении будущий нижегородский святитель тоже хорошо усвоил, и впоследствии был для своей паствы всегда близок и открыт.
Таким образом, время, проведенное под омофором владыки Гавриила (Огородникова), стало для Николая Кутепова первым и главным уроком церковной жизни, а пример вологодского архипастыря во многом сформировал характер и устои его будущего епископского служения.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.