Главная > Интервью > Возможность оставаться христианином
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (94) 14:49, 26 мая 2016

Возможность оставаться христианином

КарпенкоВ этом году во время традиционного паломничества на Святую землю к нижегородской группе присоединилась небольшая делегация Сурожской епархии Русской Православной Церкви. Клирики и прихожане Успенского кафедрального собора в Лондоне рассказали о том, как живет их епархия сегодня и как развивается православие в Великобритании. Но началась беседа, конечно, с обмена впечатлениями от посещения Святой земли.

Протоиерей Димитрий Карпенко:

— Я бывал на Святой земле 11 лет назад. Впечатления и тогда и сегодня самые невероятные! Поражает все: виды, которые открываются, весь колорит, сохраненный с древности, — здесь мы окунаемся в совершенно другую эпоху. Смешение разных религий, культур, времен — и ты становишься как бы участником всего этого. Притом, несмотря на весь этот хаос, получаешь возможность оставаться христианином. Святая земля священна для каждого человека, и ее посещение является новым этапом жизни. Переосмысливаешь все, что было до этого. Жизнь делится на до и после. И, конечно, самое значимое для меня место здесь — Храм Гроба Господня — центр нашей христианской жизни.

KAVL5639Александр Марьин:

— Поражает обилие святынь и мест, связанных с Евангелием, с жизнью Спасителя. Раньше мы только читали о них, и вдруг воочию с ними встречаемся, молимся здесь. Это, конечно, поражает.

 

 

Наталия Дудник:

— Теперь другим будет для нас чтение Евангелия: мы будем больше осязать его, воспроизводить в памяти те места, в которых побывали!

Георгий Чабакури:

— Здесь евангельские события воспринимаются совершенно по-другому. Мы все читали Евангелия Страстей, но когда читаешь их в темнице, где сидел Христос, это воспринимается совершенно иначе, чем в храме или дома. Здесь реально чувствуется весь ужас тех страданий, которые перенес Спаситель. Иногда задаешься вопросом: а зачем нужно паломничество? Ведь в каждой церкви в Святых Дарах Христос присутствует во всей полноте. Зачем ехать в Иерусалим, если Он присутствует в нашей церкви в Лондоне в той же степени? Но здесь проникаешься евангельским духом и лучше представляешь все эти события.

— Раз мы затронули тему паломничества, то много ли паломничает ваш приход?

о.-ВладимирДиакон Вадим Санцевич:

— У нас на приходе есть паломнический отдел, и поездки на Святую землю совершаются каждый год, обычно это происходит в ноябре. Организуются также паломничества на Афон — как раз сейчас наши священники вместе с архиереем направились туда. Кроме того, с 2000 года сложилась традиция регулярно ездить в Бари. И, конечно, мы много паломничаем по святым местам Великобритании. Вы, наверное, удивитесь, но в Великобритании очень много святынь. Потому что христианство пришло сюда с самых первых веков, и много мест, связанных с апостолами, в частности с Иосифом Аримафейским, — это известное Гластонберийское аббатство.

Александр Марьин:

— Равноапостольный Константин Великий происходил родом из города Йорк на севере Англии. Там вой­ска провозгласили его императором. Туда наша приходская школа совершила поездку в ноябре 2015 года. Было очень интересно посмотреть на эти места и вспомнить, что именно с ними связана победа православия в Византийской империи.

KAVL5649Виктор Охряпин:

— По преданию, святой великомученик Георгий приезжал в Йорк навестить своего друга — правителя английской земли в Римской империи — Константина.

 

 

Диакон Вадим:

— Есть и такое предание, что Иосиф Аримафейский торговал оловом, бывал по торговым делам в Англии и брал с собой маленького Христа, поскольку был его дядей, и даже что вместе они соорудили здесь скинию из лозы. А еще в первые века нашей эры в Англию приезжало много монахов из Египта, которые распространяли здесь христианство. Особенно многое связано с ними в Ирландии, где они помогали становлению кельт­ского христианства. Так что в Великобритании много православных святынь, источников, древних храмов.

— А какое самое популярное место паломничества в Великобритании, куда все стремятся?

Александр Марьин:

— К святому Албанию, Британскому первомученику. У нас, в пригородe Лондона, на севере, есть древний римский город, который сейчас так и называется — Святой Албаний, там есть частица мощей. Мы регулярно совершаем туда паломнические поездки. Ну, а самое посещаемое место — это Гластонберийское аббатство. Его очень интересно посетить, потому что это центр православия на Британских островах в первое тысячелетие христианства, еще до разделения Церквей. Последний раз мы ездили туда несколько лет назад, и было интересно видеть реакцию англичан, когда они увидели там православного батюшку, который служит молебен с группой паломников.

— Сурожская епархия тесно связана с именем митрополита Антония. Ощущается ли сейчас его влияние на духовную жизнь?

Протоиерей Димитрий Карпенко:

— Конечно. Он основатель нашей епархии, его трудами был приобретен кафедральный собор. Большая часть паствы и нынешних прихожан помнят живого владыку, его беседы, проповеди, молитвы, богослужения. Многие из тех, кто сегодня приезжает в Англию, стремятся попасть в храм и на кладбище, где он похоронен, помолиться там. Так что живая память о владыке сохраняется.

Александр Марьин:

— Очень многие старые прихожане регулярно посещают его могилу в центре Лондона. Это единственная могила, постоянно украшенная живыми цветами. Близкий соработник владыки Антония архиепископ Анатолий Керченский, который, мне кажется, по духу очень близок владыке Антонию, и сейчас является нашим викарным епископом.

Диакон Вадим:

— И правящий епископ Елисей старается поддерживать традиции, заложенные владыкой Антонием. Например, двуязычие. Были разговоры, что, поскольку русских среди прихожан большинство, то давайте уберем богослужения на английском языке или сократим их количество. Но владыка Елисей напоминает, что традиция, чтобы в богослужениях было поровну русского и английского языка, была установлена владыкой Антонием. Так было сделано в миссионерских целях.

— Расскажите о своем приходе, как организована приходская жизнь.

Александр Марьин:

— У нас есть кафедральный храм в центре Лондона — собор Успения Пресвятой Богородицы. Есть еще один приход на востоке Лондона, но это арендованное у англикан помещение. Приходы небольшие. В главный Успенский храм на обыкновенную воскресную службу приходит человек 500, на Пасху и большие праздники — от 800 до 1000. Храм набивается битком, народ стоит на площади перед храмом. Службы проходят каждый день, но на неделе людей совсем немного. В субботу у нас работает воскресная школа и проводится детская литургия. Школа растет, развивается, она замечательная, но, к сожалению, не хватает помещений. Приход не может себе позволить приобрести здание в центре Лондона, а надо именно там, потому что люди приезжают с разных концов города, и центр всем удобен. Но школа действует, она дружная, в ней очень хорошая атмос­фера.

— Сколько лет приходу?

Протоиерей Димитрий Карпенко:

— В этом году мы будем праздновать 300 лет русского православия в Великобритании. Нашему современному приходу чуть больше 50 лет, но исторически он восходит к тому приходу, 300‑летие которого будет праздноваться, ведь православное присутствие было связано с открытием Успенского прихода при российском посольстве.

НатальяНаталия Дудник:

— Начинался наш приход с 20 человек. Прихожан было совсем немного.

 

 

 

Диакон Вадим:

— Сначала храм арендовали, и когда надо было его выкупать, люди несли свои сбережения. Тогда говорили: зачем нам такой большой храм, ведь нас мало? И вот наступило время, когда храм наполнился, и на Пасху даже не хватает места!

— Сейчас много говорят о духовном кризисе в Европе, а каково здесь положение Православной Церкви?

Протоиерей Димитрий Карпенко:

— Православные, конечно, в  меньшинстве, но это не мешает им оставаться верными своей Церкви. В любых условиях человек может находить свой путь к Богу и жить согласно своей вере. Внешняя среда может свидетельствовать об обратном и принуждать человека к другому — я имею в виду образ жизни и стиль мышления большинства, их привычки. Бывает, что приемлемое для большинства неприемлемо для верующих. Но это не является запретом на исповедание веры. Человек свободно выбирает свой путь к Богу и Церковь, в которой ему молиться. Сейчас везде так или иначе есть кризис веры, и в России, и во многих странах, но каждый человек может преодолеть его в себе. Кризис означает «суд», и каким ты выйдешь после этого суда, кем ты станешь, зависит от самого человека. Так что сегодня в Европе, как и всегда, можно оставаться православным, невзирая ни на какие обстоятельства, несмотря ни на какую моду и законы.

KAVL5655Георгий Чабакури:

— Хочу добавить, что среди англикан существует большой интерес к православию. Многие англиканские храмы, включая Вестминстерское аббатство, украшены православными иконами, предыдущий архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс занимался изучением православия, русской культуры, приезжал в Дивеево.

Вспоминают, что во время одной из их последних встреч с владыкой Антонием архиепископ Роуэн опустился перед ним на колени и попросил благословить. Так что интерес к православию в Британии существует, и отчасти это связано с внутренним кризисом в англиканском сообществе, что заставляет многих искать альтернативу. Некоторые уходят в католицизм. Сейчас возникает много общин, которые были англиканскими и переходят в общение с Римской Церковью.

Диакон Вадим:

— Интересно, что такие общины по-доброму расстаются с англиканством и даже на прощание получают благословение епископа Кентерберийского. В то же время многие переходят в православие. Англиканские храмы пустеют. Такое ощущение есть.

Александр:

— У нас на приходе много прихожан-англичан, один из наших священников, отец Иосиф, заканчивал Кембридж, но уже много лет служит православным батюшкой, был дьяконом еще при митрополите Антонии. Всегда радостно видеть такие примеры, но, мне кажется, образ мышления, скажем так, у обыкновенного англичанина, очень своеобразный, и должен произойти какой-то перелом в самом человеке, чтобы он пришел в православие. Может быть даже, переход в православие для них подвиг. Это мое личное наблюдение.

Георгий:

—В Англиканской церкви сейчас происходит много инноваций, которых Церковь раньше не знала. Те, кому это не нравится, видят альтернативу в католицизме и православии.

Диакон Вадим:

— А если говорить именно о православии, то не многие знают, что муж королевы Великобритании принц Филипп — бывший православный. Он гречес­кий принц, и ему, поскольку он женился на королеве, по протоколу надлежало перейти в веру своей супруги.

Георгий:

— Известно, что королевская семья очень почитает святую мученицу Елисавету Федоровну и, насколько я помню, мать принца Филиппа похоронена в монастыре святой Марии Магдалины в Иерусалиме. То есть по этому факту можно видеть, что православие не является чем-то маргинальным в Британии, оно имеет очень прочные корни, есть глубокие внутренние связи.

Протоиерей Димитрий Карпенко:

Это касается не только Русской Православной Церкви, но и других поместных православных церквей. Если взять в совокупности все епархии и приходы всех поместных церквей в Англии, это ощутимая сила. Она, конечно, не доминирует, но это значимое присутствие.

— А каковы, на ваш взгляд, задачи Русской Православной Церкви в современном мире?

Протоиерей Димитрий Карпенко:

— Быть самими собой, жить по Евангелию, молиться, своим примером показывать образ, который был нам дан Господом, свидетельствовать о Христе собственной жизнью. Не зря говорится: спасись сам, спасутся и люди вокруг тебя.

Беседовала Наталья Григорьева,
подготовила Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.