Некоторые страницы биографии нашего города стоит прочитать с особым вниманием. На наших глазах расцветают старинные и рождаются новые храмы, и трудно даже представить свою малую родину лишенной этой величественной красоты и силы. А так было, и многие из наших современников помнят, как в годы советского лихолетья в городе Горьком были разрушены или закрыты практически все церкви. Благо, что помнят люди и другое — то, как храмы возвращались. Помнят и тех, благодаря кому это стало возможным.
Город Горький: три сельских церкви
После трагических событий 1917–1918 годов Нижний Новгород начинает один за другим терять свои храмы. В кремле разрушают почти все церковные сооружения. Главная площадь лишается обоих своих храмов, украшавших ее на протяжении многих веков. А на Волжском откосе в 1932 году взорвана одна из красивейших церквей города — Георгиевская Строгановская, — которую нижегородцы называли Золотой за ее красоту.
Остальные храмы были или разрушены, или отняты у Церкви и использованы не по назначению — стали складами, гаражами или, в лучшем случае, реставрационными мастерскими и музеями. Большие городские соборы, сормовский Спасо-Преображенский и два ярмарочных — монферрановский Спасский и Александро-Невский, к счастью, не были взорваны, но в течение многих десятилетий практически не использовались и постепенно разрушались.
Действующими в городе оставались всего три небольших сельских храма — Спасо-Преображенская церковь в Печерах, Троицкая церковь в Высокове, долгие годы исполнявшая роль кафедрального собора, и Спасо-Преображенский храм в Карповке, где со временем разместилось Горьковское епархиальное управление. Эти храмы не могли принять всех верующих, о чем свидетельствует сохранившееся в личном архиве приснопамятного митрополита Николая (Кутепова) обращение верующих города Горького к XXVI съезду КПСС:
«Три действующие небольшие бывшие сельские церкви не могут вместить всех желающих. В воскресенье и в другие праздничные дни из-за множества желающих попасть в храмы чрезвычайно трудно, а находящимся в них людям весьма тяжело вследствие невыносимой тесноты. В большие праздники верующие вынуждены стоять вне храма даже при неблагоприятных погодных условиях».
Люди ехали в действующие церкви не только со всех концов города, но и из окрестных деревень и сел, что лишь усугубляло ситуацию. Сам владыка Николай, возглавлявший нашу кафедру с 1977 по 2001 годы, впоследствии писал, что храм в Высокове, где ему приходилось служить, «не отвечает своему назначению: он маловместим, тогда как на архиерейские службы стекается большое число пожилого контингента верующих».
Безуспешные попытки
Первая попытка открыть еще один храм в Горьком была предпринята в 1967–1970 годах. Тогда горожане стали обращаться в «местные и центральные руководящие органы с просьбой об открытии дополнительного храма». Однако ответа не было — все заявления либо вообще не рассматривались, либо откладывались в долгий ящик.
После трех лет безуспешных попыток верующие были вынуждены обратиться за поддержкой во Всемирный Совет Церквей и в Комиссию по правам человека при Организации Объединенных Наций. После этого, как отмечается в открытом письме граждан города в газету «Горьковская правда», «некоторых участников этих событий стали вызывать в КГБ и требовать отказаться от своих подписей под обращением». Тех, кто не соглашался это делать, «увольняли с работы под предлогом сокращения штатов».
Летом 1977 года, с приездом в Горьковскую епархию архиепископа Николая (Кутепова), ходатайства об открытии в городе четвертого храма возобновились. Тогда впервые прозвучала мысль о возвращении Церкви разрушающегося Спасского Староярмарочного собора. Областному руководству было направлено открытое письмо за подписью 1700 человек, однако верующие получили отказ — по причине того, что собор «находится рядом с площадью Ленина», а других «свободных церковных зданий нет, так как они все заняты под склады». Таким образом, и тогда открыть в городе четвертый приход не удалось.
В 1985 году в Советском Союзе началась подготовка к празднованию 1000‑летия Крещения Руси, и Церкви стали возвращать некоторые храмы и обители. В мае 1986 года архиепископ Николай обращается к областной власти с просьбой передать Горьковской епархии комплекс зданий бывшего Печерского монастыря для переноса туда епархиального центра. Владыка писал: «Помещение, в котором размещено Горьковское епархиальное управление, тесно и неудобно. Кабинет управляющего составляет всего 13,8 кв м, а приемная — 7,2 кв м. Посетителей же бывает ежедневно 30–40 человек… Передача помещений бывшего Печерского монастыря епархиальному управлению разрешила бы полностью все наши проблемы». Однако и это стремление открыть в городе четвертый храм тоже не увенчалось успехом.
Второе рождение
Новую попытку открыть в городе еще один приход управляющий епархией предпринимает в 1988 году, после празднования 1000‑летия Крещения Руси в Арзамасе.
Владыка направляет письма председателю областного совета народных депутатов Александру Соколову и председателю совета народных депутатов трудящихся города Горького Юрию Марченкову с просьбой «решить вопрос с церковным зданием для нашего областного града Горького». В своих обращениях архиепископ просит передать «в распоряжение верующего люда города Горького один из пустующих храмов: или сормовский собор, или собор Александра Невского, или же монферрановский собор».
Особенно Его Высокопреосвященство настаивал на передаче епархии именно Спасского монферрановского собора с прилегающими к нему бывшими административными зданиями и отмечал, что «в настоящее время Ярмарочный собор никем не занят, а здание храма постепенно разрушается».
В этот раз борьба за возвращение храма увенчалась успехом: в ноябре 1988 года Спасский собор был, наконец, передан верующим горьковчанам. Владыка Николай так докладывал об этом Святейшему Патриарху Пимену: «Настоящим долг имею сообщить Вам, что решением областного Совета народных депутатов от 16 ноября сего 1988 года верующим передано здание Спасского Старо-Ярмарочного собора». У Святейшего Патриарха было испрошено благословение отслужить на Пасху 1989 года первую Божественную литургию в этом величественном соборе.
Как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», «владыка ликовал — сбылась его мечта: собор Огюста Монферрана возвращен православным! Архипастырь словно и не замечал, в каком жутком, полуразрушенном состоянии находилось здание: стяжки внутри собора были распилены, центральный купол разваливался, а в стенах зияли огромные трещины». Но владыка говорил тогда: «Несмотря ни на что мы намерены восстановить храм в первозданном виде». И выполнил свое обещание.
Реставрация собора, начало которой было положено митрополитом Николаем, была успешно завершена его преемниками по Нижегородской кафедре. И теперь, в год своего юбилея — 125‑летия со времени второго освящения, — Спасский Староярмарочный собор снова радует нас строгой классической красотой и собирает верующих, соединенных в порыве к Богу, за Божественной литургией. А сам владыка Николай, начавший эту большую и трудную работу, ныне покоится в часовне у алтаря любимого им собора.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.