Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, мы подошли к тому ключевому моменту библейской истории, когда, преодолев аравийскую пустыню, израильтяне вышли к горе Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести Богу благодарственную молитву и просить о даровании обещанного Закона, и Господь повелел возвестить народу: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5–6).
«Господь во гласе трубне»
За послушание и следование Своему Закону Господь обещал весь израильский народ приблизить к Себе и сделать посредником между Собой и прочими народами на пути спасения. В этом видится прообраз Царствия Небесного, в котором все освящены и приближены к Богу. Евреям было обещано также царственное положение в отношении остальных народов и заповедана святость как чистота от грехов, суть которых — нарушение Закона Божия.
Когда Моисей сошел с горы и возвестил народу слова Господа, израильтяне восприняли их с воодушевлением: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх 19:8). Тогда Всевышний повелел, чтобы народ освятился трехдневным постом и молитвой и вымыл свои одежды, а Моисею сказал: «Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобой, и поверил тебе навсегда» (Исх 19:9).
На третий день над горой разразился гром, заблистали молнии, раздался трубный звук и появилось облако. Народ вострепетал. Все эти внешние явления, по размышлению святых отцов, способствовали тому, «чтобы смягчились каменные сердца евреев». Господь повелел Моисею, чтобы ни люди, ни животные под страхом смерти не поднимались на гору и не прикасались к ней. В этом запрете народ должен был увидеть справедливое указание на собственную греховность и не превозноситься своим избранничеством. Евреи послушно встали у подножия, Моисей провел посохом ограничительную черту и, призываемый Господом, взошел на гору.
Господь громогласно возвестил Моисею и народу Свое Законодательство, ставшее Его даром к духовному возрождению народа, измученного греховной жизнью. При такой грозной обстановке был сообщен закон жестокосердому и жестоковыйному Израилю.
Нерушимые основы праведности
В знаменитом Десятословии Моисея Израилю с божественной простотой и ясностью открывалась утерянная в грехопадениях вечная истина. Первые четыре заповеди определяют правильное, спасительное отношение человека к Богу, шесть последующих упорядочивают и направляют к спасению взаимоотношения между людьми. В обеих группах заповедей в начале поставлены наиболее важные.
1. Я Господь, Бог твой, Господь един есть, да не будет у тебя других богов; люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
Указывая на Себя как единственного истинного Бога, Господь повелевал не воздавать божеских почестей кроме Него никому, призывал возлюбить Творца больше всего на свете.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Отметая первой заповедью воздание божеских почестей кому бы то ни было, кроме Истинного Бога, Своей второй заповедью Господь запрещает изображать Себя и вымышленных богов под видом небесных тел, животных, рыб или иных предметов во избежание обоготворения самих изображений и предметов.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Почтительное отношение к Богу не допускает упоминания Его всесвятого имени в пустых, суетных разговорах и делах, чтобы не уничижать имени Творца и сохранять к Нему спасительное благоговение.
4. Помни день субботний, чтобы посвящать его Богу.
Обременив вознесшегося гордостью Адама и его потомков трудом «в поте лица» для приобретения спасительного смирения, Господь повелел седьмой день недели отдыхать от повседневных трудов, связанных с бытом и добыванием средств к существованию. В этот день людям следует прилагать особые усилия к духовному деланию и совершению добрых дел, чтобы чтить и прославлять Бога делами милосердия. Соблюдение этой заповеди открывает человеку, живущему в суетном мире, окно в мир духовный, позволяет сосредоточиться на осознании высших непреложных ценностей. У древних евреев субботний день соединялся с праздником ветхозаветной Пасхи, у христиан день Божий празднуется в воскресенье, в честь Новой Пасхи — Христова Воскресения, происшедшего на следующий день после Пасхи ветхозаветной.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
За уважительное отношение к родителям, послушание им и заботу о них Господь обещает продолжительную жизнь. В лице отца и матери мы почитаем Самого Творца, благодарим Создателя за Его промышление о нас.
6. Не убивай.
Этот запрет указывает на священность человеческой жизни, даруемой и отнимаемой только Самим Богом или по Его установлению. Беззаконным убийством человек уничтожает в своем сердце основу жизни — любовь. Своей заповедью Господь повелевает жить в мире и согласии, избегая ненависти.
7. Не прелюбодействуй.
Чистота брачного союза мужчины и женщины — Божественное установление, единственно правильный для супругов образ жития. Прелюбодеяние (супружеская измена) калечит души людей, искажает их судьбы, разрушает истинную любовь.
8. Не кради.
Собственность человека достигается трудом, и ее утрата тяжело переживается людьми. Кража — проявление эгоизма, нелюбви к ближнему, причиняющее материальный и моральный ущерб и нарушающее добрые взаимоотношения между людьми.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Запрет лжесвидетельства (в том числе клеветы, сплетен и т.п.) расширяет требование восьмой заповеди и запрещает наносить вред не только имуществу, но и чести и общественному статусу человека. В обоих случаях нарушитель оскорбляет образ Божий — человека.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Запретив в восьмой заповеди вредить ближнему делом, а в девятой — словом, здесь Господь понуждает пресечь сам источник злых дел и слов — греховные помыслы.
Словами святых отцов
В толкованиях на Книгу пророка Иеремии преподобный Ефрем Сирин поясняет: «Закон перстом Божиим написан на скрижалях и предан народу Израильскому; прочие же священные действия, — обряды и всесожжения, — не (так) важны в очах Божиих, и Бог не включил их в заповеди и не положил во главу закона Своего».
Святитель Григорий Нисский по этому поводу замечает: «А наш Законоположник, Господь наш Иисус Христос, намереваясь привести нас к Божественной благодати, указует нам словом не гору Синайскую, покрытую мраком и дымящуюся огнем, не гласы труб, звучащих что-то невнятное и страшное, и не соблюдением тридневной плотской чистоты, не водою, омывающею скверны, очистив душу, и всю Церковь оставив при подошве горы, одному только позволяет взойти на вершину, покрытую мраком, сокрывающим в себе Божественную славу; — а, напротив того, сперва, вместо горы, возводит на самое небо, соделав оное для людей удобопроходимым посредством добродетели; потом соделывает не зрителями только, но и причастниками Божественной силы, и приступающих к Нему вводит некоторым образом в родство с превысшим естеством, и не мраком покрывает все превосходящую славу, чтобы неудобозримою была для ищущих, но, озарив мрак ясным светом учения, соделал, что чистые сердцем в полной ясности созерцают неизреченную славу».
Подготовил иерей Сергий Ураков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.