Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «1917–2017: уроки столетия»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (106) 17:17, 24 ноября 2016

«1917–2017: уроки столетия»

mitrorolit-georgijО событиях XX века, ставшего для нашей страны и народа веком небывалого величия духа, неслыханного прорыва вперед и, вместе с тем, горнилом испытаний и очищения, — размышления митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

XX век — совершенно особый, уникальный исторический период, не похожий ни на одно из предшествовавших столетий. Век великих научных открытий и страшнейших войн, время революций и перелома вековых устоев, век небывалых масштабов террора, кровопролития и время перелома в сознании целых народов. Победа над болезнями, неизлечимыми ранее, и обнаружение новых заболеваний, изобретение смертоносного оружия, гибель миллионов и одновременное увеличение в разы численности населения планеты, небывалая доступность информации и общий духовный кризис — на всех этих противоречиях строилась история XX века. Никто не знает, насколько будут благоприятны для человечества последующие эпохи, неизвестно, что ждет нас впереди; несомненно только, что XX век еще долго будет отзываться в судьбах поколений, а его события будут осмысляться в умах миллионов людей.

В бурный водоворот XX века оказалась вовлечена и наша страна. Если в течение целого тысячелетия Россия развивалась плавным, эволюционным путем, то в XX веке в ней наступила эпоха потрясений и революций. Как известно, только за первые 17 лет начала XX столетия революций произошло три. С одной стороны, такой революционный взрыв объясняется внешними причинами: противоречиями в разных сферах общественной жизни страны, но очевидно, что эти явления имеют свой духовный аспект — если человек, а тем более общество, встает на путь служения греху, рано или поздно неизбежны грозовые раскаты войн и революций.

Октябрьский переворот 1917 года отверг целиком и полностью прежний общественный строй и порядок, и Россия коренным образом изменила вектор движения. Она оказалась первой страной в истории человечества, попытавшейся построить небывалое до того общество — основанное на принципах равенства, государственной собственности, планово-централизованного механизма управления всех сфер политической и общественной жизни. Какая-то часть этого плана была реализована, что-то не получило должного развития, а нечто и вовсе оказалось утопией. На этом пути были допущены существенные просчеты. Для православного сознания самым очевидным здесь является полное отвержение духовных основ любого общества — веры в Бога. Страшнейший удар обрушился на Православную Церковь. Репрессии против духовенства и мирян в каком-то отношении стали «традицией» советского общества, хотя немало пострадали и все другие его слои. Тем не менее в 1937 году, по итогам переписи населения, выяснилось, что 2/3 сельского и 1/3 городского населения открыто назвали себя верующими. Сельские жители составляли тогда 3/4 всего населения страны, таким образом верующих было больше половины населения, и это в стране, где атеизм был провозглашен высшей идейной ценностью. Поразительный факт!

Пройдя через горнило репрессий, гонений, раскулачивания, голода и разрухи, страна и народ подошли к новому страшному рубежу — Второй мировой и Великой Отечественной войнам.

Нельзя не согласиться с тем, что новая экономическая система позволила в короткие исторические сроки вывести страну в ряды ведущих государств по научно-техническому развитию, что стало залогом одержанной победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Но также нет никакого сомнения в том, что выстоять в войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и вера русских людей. По всей человеческой логике, утесненная и задавленная государством Церковь непременно должна была стать на сторону врага. Но несмотря на совершенное надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, Православная Церковь в тяжелую для страны и народа годину без колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую победу.

Всего через 15 лет после тяжелейшей войны страна, получившая в этой войне из всех прочих стран самый колоссальный экономический, социальный, демографический ущерб, совершила невероятное — запуск первого человека в космическое пространство. Загадкой до сих пор остается отношение первого космонавта к вере в Бога. События, связанные с первым космическим полетом, шли на фоне нового жесточайшего гонения на Церковь в Советском Союзе. Поэтому вероятно, что антирелигиозная позиция Гагарина была придумана и вложена в его уста соответствующими идеологами, недаром есть факты, косвенно говорящие об обратном: космонавт ратовал за возрождение разрушенного Храма Христа Спасителя, правда, в целях гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Немало написано и сказано о так называемых «годах застоя» в нашей стране. Это действительно неоднозначное время. Падение престижа высшего образования и масштабное жилищное и дорожное строительство. Окончательная электрификация всей страны и тотальный дефицит продуктов и наукоемких технологий для населения. Нелегкое, хотя и не столь страшное по сравнению с предыдущими годами положение Церкви и верующих. В то же время массово и окончательно старело и уходило дореволюционное поколение — постепенно менялся духовный лик страны, менялось сознание людей, и не всегда в лучшую сторону. Миллионные (и при этом востребованные) тиражи самой разнообразной литературы: художественной, технической, научно-популярной, специализированной — по известному выражению, «в самой читающей стране мира» — все это на фоне полной духовной, религиозной и философской безграмотности советского человека. Именно по этой причине многие наши соотечественники в 1990‑е годы стали легкой добычей тоталитарных сект и деструктивных культов, потеряв имущество, здоровье, семьи.

Духовный и религиозный голод со всей силой сказался в годы перестройки, на излете советского государства. Необдуманные, а порой запоздалые реформы не смогли спасти создавшееся положение, что привело не только к краху политической системы, но в большой степени определило те трудности и проблемы, которые наш народ испытал уже в самом конце XX столетия. До сих пор многое из того еще не успело получить трезвое и независимое осмысление и ожидает еще своих историков.

Войдя в XX век одними, мы вскоре стали совершенно иными и, успев миновать эту стадию, вышли из века ХХ совершенно в ином качестве. Можно объяснять это с разных позиций. Для верующего человека, помимо всего прочего, здесь очевидно и нечто другое — рука Промысла Божия, ведущего в истории своими путями страны и народы.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.