Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Духовные ловушки волонтерства
«Моя надежда» №1 2018 17:06, 26 марта 2018

Духовные ловушки волонтерства

Главное и очевидное для христианина искушение при всяком добром деле, а тем более, возведенном в ранг регулярного, как волонтерство, — действовать ради галочки, как бы вступая с Богом в отношения обмена: я — Тебе (в лице нуждающихся ближних, ведь сказал же Господь: «Кто сделает это для малых сих, сделает для Меня»), Ты — мне (блага в сей жизни и будущей). Благотворительность в широком смысле и волонтерство как ее проявление нужно стараться полюбить как образ жизни во Христе: я не могу жить иначе, и поэтому я это делаю, а не могу потому именно, что вижу любовь Божию ко мне и хочу хоть немного быть достойным ее. Таким образом, я делаю это не «для себя», что является широко распространенной установкой светских регламентов для волонтеров, а «ради Бога», Которого я разглядел в лице ближнего.

Считать помощью то, что нужно, по сути, тебе самому — логическое продолжение темы. Вот мы относим в благотворительные фонды ставшую ненужной нам одежду, обувь, другие вещи… Доброе дело делаем? Заслуживаем благодарности? Правильный ответ — нет. Мы помогаем самим себе, освобождая свои шкафы, расчищая собственное жизненное пространство, и должны быть безмерно благодарны тем, кто помогает нам в этом, донашивая за нами. Добрым делом может считаться, пожалуй, только транспортировка этих вещей к месту сбора, непременно с трудом для себя (потратили время, нести было далеко и тяжело).

Волонтерство — отличное средство борьбы с унынием. Однако, видя страдания больше собственных, ты вдруг можешь начать зависеть от этой очевидной демонстрации собственного благополучия. Грех уныния будет требовать постоянного допинга в виде очередных акций доброй воли, которые могут превратиться для самообольщенного волонтера в «развлекательные» мероприятия. Отзывы волонтеров зачастую пестрят восторженными воспоминаниями о том, как все было здорово и совсем не напряжно. Постепенно ты понимаешь, что ездишь к инвалидам и сиротам, пожилым и неблагополучным ради «экшна» с собой в главной роли или ради тусовки с себе подобными — одним словом, ради собственного психологического комфорта, а не действительного СО-чувствия и СО-участия в жизни других.

Добровольца всегда подстерегает опасность превозношения. Особенно обретая определенные успехи в волонтерской деятельности, видя вокруг себя множество «облагодетельствованных», довольных и, возможно, благодарных, появляется большое искушение начать делить мир на благополучных и неблагополучных, причисляя себя именно к первым, утрачивать видение своих грехов, того, насколько ты все-таки бедствуешь на пути спасения и в целом далек от Бога.

Случается и обратное — духовное уподобление тем, кому ты взялся помогать. Распахивая душу навстречу чужому горю, можно одновременно впустить в нее и те страсти, которые привели человека к бедственному положению и не позволяют ему из него вый-­ ти: гнев, обиды, желание отмщения, уныние. Борясь за права ближнего, помогая ему, например, юридически, важно не впасть в те же искушения, сохранить дистанцию от грехов, но не от человека.

Наконец, полагание на собственные силы — классический штамп на пути «выгорания». Не в силах помочь в чем-то даже самим себе, мы беремся разрешать гораздо более запущенные ситуации.

Лилия Шабловская
Фото: Игорь Дмитриев, Сергей Власов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.