Главная > Читая Писание > 42 поколения «по человечеству»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (205) 19:06, 9 апреля 2021

42 поколения «по человечеству»

Почему в родословии Христа есть грешники и грешницы?

Каждый, кто с благоговением раскрывает Евангелие на первой его странице — первой главе Евангелия от Матфея, обращает внимание на длинный список чуждых слуху имен, составляющих уникальное в своей сохранности «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». В воскресенье перед Рождеством Христовым этот отрывок читается в храме за литургией. В чем заключается глубокий смысл этого перечисления, и какие вопросы возникают в связи с его прочтением?

В иконографической традиции апостолу Матфею неслучайно усваивается эмблема человека: указанное им родословие Господа говорит, главным образом, о Его происхождении «по человечеству».

Блаженный Феофилакт, архи­епископ Охридский, в своем «Благовестнике» разъясняет, почему Матфей поставил Давида прежде Авраама: Давид был более знаменит; из царей он первый угодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в дейст­вительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами».

Родословие Господа Иисуса Христа начинается с родоначальника еврейского народа: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» Авраам первым получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Евангелист показывает иудеям, которым адресует свое богодухновенное благовествование, что именно сын Иосифа из Назарета, Иисус, есть «семя Авраама».

«Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов», — так заканчивается этот отрывок.

Рассматривая родословие Хрис­тово, обращаем внимание на некоторые особенности его изложения. Во-первых, евангелист подчеркивает наличие грешников среди предков Господа «по человечеству». Во-вторых, разделение родословия на три части имеет определенное значение. Разъясним эти моменты.

«Изгладил грехи всех»

В родословии Господа Иисуса Христа указаны имена грешных женщин и мужчин, на что явно, как бы даже с намерением указывает апостол Матфей. Например, царь Давид из блудных побуждений отправил мужа понравившейся ему Вирсавии, Урию Хеттеянина, на смерть во время войны с аммонитянами. Рахав — это «та Раав-блудница, которая приняла соглядатаев Иисуса Навина: она и их спасла, и сама спаслась» (Нав 2:1). Подобным же образом Священное Писание Ветхого Завета указывает на грехи Фамари (Быт 38:16) и Руфи (Руф 3:9).

Причину намеренного указания грешников среди предков Господа по Его человечеству находим в тексте Евангелия от Матфея чуть далее: Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).

Очень точно этот момент толкует известный исследователь Священного Писания древнос­ти блаженный Иероним: «Необходимо обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех».

Блаженный Феофилакт дополняет: о грешниках в родословии «Матфей упоминает с той целью, чтобы показать, что не должно стыдиться предков, но более всего стараться прославлять и их своею добродетелью, и что Богу все угодны, хотя бы они произошли и от блудницы, если только имеют добродетель».

Три эпохи до Спасителя

Разделение предков Христа «по человечеству» на три части изящ­но толкует святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея»: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели».

Очевидную закономерность отмечает в своем исследовании родословия Спасителя прото­иерей Олег Стеняев: человеческие попытки улучшить общество, выстроить государственный строй, лишенный греха, настолько провальный, насколько этот строй лишен участия Бога. «Все формы человеческого правления порочны в той или иной степени… Когда евреи хотели заменить теократическую монархию обычной монархией, то Господь Бог сказал пророку Самуилу: «…послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар 8:7). А весь пе­ри­од царей и являлся периодом духовного упадка. Сказано: потому что не была совершена такая Пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских (4 Цар 23:22). То есть все эти цари так были заняты собою, что во все их дни Пасха не праздновалась. Разве это не упадок? Разве это не духовный кризис? А что говорить о других формах правления…»

Блаженный Феофилакт в своем толковании этого момента связывает данное апостолом разделение с Мессией: «Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что, находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном Судии, Царе и Первосвященнике, Который есть Христос».

«Один из нас»

Внимательный читатель родословия Христова заметит неточность повествования: «от переселения в Вавилон до Христа 14 родов», хотя указано лишь 13. Недоумение иногда вызывает и то, почему евангелист Матфей приводит родословие к Иосифу, а не к Деве Марии, Которая Единственная из людей участвовала в сверхъ­естественном воплощении Богочеловека.

Ряд толкователей, как древних (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Иероним), так и более поздних (профессор Лопухин, протоиерей Олег Стеняев) указывает на то, что Матфей «причисляет к родам время пленения и самого Иисуса Христа», «четырнадцатым рождением представляется рождение Иисуса Христа», «Он соединился и всецело сроднился с нами и стал, таким образом, одним из нас (частью Собственного Родословия)».

Что касается святого Иосифа Обручника, который не был истинным отцом Иисуса, чтобы вести к нему родословие Христа «по человечеству», здесь, по толкованию блаженного Феофилакта, влияние на изложение оказали иудейские традиции, которые в целом отражают культурно-общественные обычаи античного мира: «Так как был закон не вести родословие по женской линии (Числ 36:6), то Матфей и не дал родословия Девы, — пишет блаженный Фео­филакт. — Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и Ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода».

Иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.