Сайт Нижегородской епархии. Текст заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин НДС Алексея Дьяконова.
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» — освященный для всех членов Церкви хлеб, иначе – «просфора всецелая». Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Христова перед Царскими вратами. В заключение Пасхальных торжеств он освящается и раздается верующим. Употребление артоса начинается с самых первых дней христианства.
В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.
Готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Недаром в алтаре перед причастием священники говорят друг другу слова «Христос посреди нас», имея в виду Его невидимое присутствие среди собранных во имя Христово.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель всегда присутствует посреди нас и что Он сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. Такой тип изображения свойственен празднику Пасхи, поэтому традиция освящения артоса связана именно с праздником Светлого Христова Воскресения.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба для Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.
В приходских церквях этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.
Артос полагается на солее против открытых Царских Врат, на уготованном столе или аналое. Это место положение святого хлеба зрительно напоминает молящимся о присутствии по среди нас Христа и о Его Воскресении.
После освящения артоса аналой с артосом во время службы ставят на солее пред образом Спасителя, после богослужения — перед открытыми Царскими вратами. Артос лежит в храме в течение всей Святой седмицы на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, он раздробляется и в конце литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.