Богослужение Великого Четверга посвящено Тайной вечере, за которой Спаситель установил Таинство Евхаристии, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Крови, пролитой во отпущение грехов.
В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.
На утрене читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной вечере, и все песнопения службы посвящены ей.
Вот о чем говорит тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
В апостольском чтении изображены как установление Таинства, так и его цель, достойный образ приготовления к нему и принятия его.
Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и последовавших за Тайной вечерей, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.
Созерцая Спасителя уже в последние перед страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему. Но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, Церковь не меньше внимания уделяет и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарному прославлению Его.
С особенной силой желая выразить негодование по отношению к козням иудеев и Иудиному вероломству, с одной стороны, и благоговейное преклонение перед долготерпением Спасителя – с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют: Господи долготерпеливе! велия Твоя милость, слава Тебе!»
Евангельское чтение этого дня – особое, составленное из описаний Тайной вечери всеми четырьмя евангелистами.
«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, не лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».