Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 15 мая – день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба

15 мая – день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба

12:41, 15 мая 2010

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
15 мая – день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба († 1015). О них рассказал преподаватель истории Русской Православной Церкви Нижегородской духовной семинарии протоиерей Андрей Березин.

— У святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, было 12 сыновей от разных жен. Для грубого язычника, каким тогда еще был князь, многоженство было вполне допустимо. Крестившись, князь Владимир остался мужем одной жены. Среди его сыновей были родившиеся незадолго до Крещения Руси Борис и Глеб — будущие мученики, и брат их Святополк — будущий убийца, прозванный в народе «окаянным».

Думаю, что среди нас, практичных людей XXI века, найдутся и такие, для которых рассказ о Борисе и Глебе не представляет ничего особенного. Это просто один из многих печальных политических эпизодов истории, какими в большей или меньшей степени изобилует любая эпоха.

Попытаемся представить, что значил их подвиг в тех исторических условиях. Великий князь Киевский Владимир, уже больной и престарелый (после Крещения Руси в 988 году прошло 26 лет), посылает одного из своих любимых сыновей Бориса во главе сильной дружины дать отпор печенегам, появившимся на границах Руси. Печенеги не пожелали вступать в бой и удалились, а князь Борис на обратном пути узнал, что отец его умер. Тогда дружина, с которой Борис ходил на врага, предложила ему пойти и занять княжеский престол в Киеве, на который уже поторопился сесть его брат Святополк. Предложение было вполне реальным. Учитывая быстроту и внезапность, силу дружины в 8000 человек (так указывает преподобный Нестор Летописец), Борис, несомненно, мог стать князем Киевским. Дружина и народ любили Бориса, а Святополка никто не любил, даже сам князь Владимир.

Но Борис отказался от предложения своих воинов, и они покинули его. Можно бы сделать
вывод: «мягкотелый» князь, слабохарактерный, не получилось у него… Такой шанс упустил! Но здесь следует остановиться и сказать: князь Борис и не хотел, чтобы у него что-то получилось. Здесь не «мягкотелось», а жертвенность, исполнение заповеди Христа. «Не подниму руки на брата моего (Святополка), да еще на старшего, которого мне следует считать за отца, — так говорил Борис, не желая быть участником распри, — да не прольется никакая кровь ради этого, а если уж суждено ей пролиться, то пусть это будет только моя кровь» — вот в чем высший смысл действий князя Бориса. Он видит в своем поступке жертву. Жертву ради любви к Богу, к своей дорогой Родине, даже к убийце-брату. Святополк, желая избежать конкуренции, решил убить всех братьев. Уже зная о посланных к нему убийцах, князь Борис молится: «…ради Тебя, Господи, умерщвляют меня сегодня… Знаешь, Господи, что я не противлюсь, не возражаю… не поставь брату в вину греха его».

После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить второго возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило будущего святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Убийцы хладнокровно перерезали святому Глебу горло. Его смерть — пример христианского мужества и незлобия.

Господь прославил мучеников многими чудесами, а участь братоубийцы Святополка была ужасной. На Руси всегда почитались молитвенниками за землю Русскую святые страстотерпцы Борис и Глеб.

[v1074]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.