Сайт Нижегородской епархии — Анна Ермолина
ООО «Городецкая золотная вышивка» и иконописная мастерская при фабрике «Городецкая роспись» готовятся к проведению всероссийского национально-патриотического праздника для детей и молодежи «Александровские дни — 2009».
Золотошвеи изготовили уникальное панно «Александр Невский». В его центральной части изображен городецкий памятник святому благоверному князю Александру Невскому; по краям идет обрамление из растительного орнамента, являющегося визитной карточкой Городецких золотошвей.
На прошедшем недавно в городе областном фестивале «Мастеров народных братство» это панно стало эмблемой праздника. В настоящее время мастера работают над вышивкой для «Города мастеров», открытие которого также пройдет в рамках «Александровских дней».
В иконописной мастерской при фабрике «Городецкая роспись» работают над различными иконами святого Александра Невского.
«Александр Невский – очень многогранная личность, — поделился главный иконописец мастерской Николай Карасёв. – На одних иконах мы пишем его в образе монаха, в схиме, на других он показан как святой князь, правитель земли русской, на третьих — он полководец и политический деятель».
Справка:
Золотное шитье на Нижегородской земле имело широкое распространение. Оно существовало в ряде старинных городов, в монастырских мастерских. Одним из центров золотного шитья был Городец. Мастерицы Городца славились умением украшать золотным шитьем платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь — символ благополучия.
В наши дни городецкие вышивальщицы стремятся возродить богатство художественных традиций, старинные технологии вышивки и прежний богатый ассортимент.
Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала Городецкая строчевышивальная фабрика «Татьяна» (с 2006 года — ООО «Городецкая золотная вышивка»). Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией.
При фабрике «Городецкая роспись» в 1995 году по благословению митрополита Николая была организована иконописая мастерская. В 2000 году она была отмечена специальной грамотой Патриарших иконописных мастерских и получила новый статус. Таких мастерских сейчас в России единицы.
Городецкая иконопись связана с именем старца Прохора, сподвижника Андрея Рублева. Вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым он работал над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля.
Создание иконы занимает три-четыре месяца. Быстрее делаются только декоративные украшения. Мастера работают в технике письма, изобретенной русскими иконописцами в XIV-XV веках. Это так называемая «плавь», когда одна лужица краски как бы вплавляется в другую: появляется спокойный переход от одного цвета к другому, объем изображения и характерное светораспределение.
Краски здесь также готовят по рецептам старых мастеров. Кроме того, как и древние иконописцы, городецкие художники не ставят на иконе фамилию автора.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.