Сайт Нижегородской епархии. Текст протоиерея Игоря Пчелинцева
«Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» – спросили однажды у преподобного Серафима Саровского. „Потому, – ответил он, – что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде“.
XIX век в России был веком духовных открытий, не менее значимых, чем открытие европейцами Америки. С учениками преподобного Паисия Величковского в православную жизнь вернулась, как второе дыхание, святоотеческая письменность. Учение о молитве и о целях христианской жизни пробудило к жизни новое монашество, которое дало нам преподобного Серафима Саровского, оптинских и валаамских старцев. Среди представителей белого духовенства это в первую очередь отец Валентин Амфитеатров и отец Иоанн Кронштадтский.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был неудобным для своего времени священником. Как многие первооткрыватели, он вел за собой в незнакомые земли, но эти земли существовали много веков, они просто не были открыты современникам. Для окружающих его людей, близких и малознакомых, простых и сановитых, он был примером дерзновенного молитвенного горения перед лицом Бога.
Искренность и простота отца Иоанна захватывала души людей и пробуждала в них покаяние, живое, полнокровное чувство Живого Бога. В ответ на обычное священническое приветствие „Христос посреди нас – и есть, и будет!“ отец Иоанн любил добавлять: „Христос живущий и действующий!“ – таково было его собственное переживание Богообщения, которое дается православному христианину за смирение и кроткое осознание себя грешным и недостойным. Действенное покаяние, которому учил отец Иоанн, заключалось не в формальном перечислении грехов по списку, а в дерзновенном вызове диаволу, в ненависти ко греху и к разрушающим человека страстям. В понимании того, что без усвоения душой веры, надежды и любви к Богу невозможно достичь преображения души, а это и есть покаяние.
Как преподаватель пастырского богословия в семинарии я обращаю внимание своих студентов на тот факт, что святой праведный отец Иоанн был дерзновенен в служении и молитве, но чужд всякого священнического карьеризма. Посудите сами: батюшка прослужил у престола в священном сане 53 года, сана протоиерея был удостоен после 20 лет служения, права ношения митры – после 43 лет служения. Он прослужил всю жизнь в Андреевском соборе города Кронштадта третьим и вторым священником, став настоятелем в своем храме только через 39 лет службы.
Главным в священнической жизни отца Иоанна было служение ближним – с самого начала он много занимался благотворительностью: основал Дом трудолюбия (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Не имея своих детей по причине взятого на себя со своей супругой обета девства, воспитывал двух племянниц и был им настоящим отцом.
Дерзновенное служение отца Иоанна и перед престолом в алтаре, и перед несчастными братьями его малоимущими, и перед не менее несчастными имущими и сильными мира сего соделало его святым.
Некоторые говорят, что отец Иоанн позволял себе такое дерзновенное служение, вызывавшее порой недовольство его сослужителей и домашних, потому что был святым. А мне кажется более справедливым, что святость праведный Иоанн Кронштадтский приобрел благодаря своему смирению и дерзновению.
[v697]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.