История монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь был основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, который построил себе на Флорищевой горе келью. Вскоре к схимонаху Мефодию присоединилось ещё двое иноков, отец и сын, Варлаам и Макарий. Становление обители в период с 1653 по 1681 годы связано с именем святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, первого строителя монастыря. Царь Федор Алексеевич в 1678, 1679 и 1680 годах рядом жалованных грамот даровал монастырю земли, рыбные ловли, сенные покосы, а также оказывал материальную поддержку. При святителе Иларионе в 1681 году был выстроен главный собор в честь Успения Божией Матери. В том же году построили монастырскую колокольню высотою около 50 метров.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился при настоятеле Иринархе, управлявшем обителью с 1681 по 1707 годы. В этот период были построены все остальные храмы монастыря: теплая каменная церковь во имя Святой Троицы, каменная церковь во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких с приделом во имя святого Ефрема Сирина, каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Многие иконы монастыря были написаны знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым и его учениками. Письму Ушакова принадлежали самые прославленные иконы в обители: чудотворные образы Успения Божией Матери и Божией Матери «Владимирская», а также икона Божией Матери «Кипрская» («Киккская»). Ныне эти святые образы находятся в музеях Москвы и Владимира.
Трудами настоятелей Свято-Успенской обители в ее стенах была собрана обширная библиотека, которая теперь хранится в фондах Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея.
В 1713 году в пустыне постригся боярин Борис Алексеевич Голицын, любимец и сподвижник императора Петра Великого, с именем Боголеп. Он сделал богатые вклады в монастырь, устроил для себя новый каменный корпус, который был назван Голицынским. Но в том же 1713 году 31 октября Голицын скончался и был похоронен около соборного Успенского храма.
В XVIII веке ввиду ухудшения экономического положения в стране, возросло число разорившихся крестьян. Эти люди от безысходности уходили в разбойничьи шайки. Глухие Флорищевы леса как нельзя лучше подходили для того, чтобы в них могли скрываться разбойники. Они нападали на обитель, в поисках денег и прочих ценностей, грабили, избивали иноков. Для защиты монастыря от нападения разбойников был выделен военный караул, который находился в пустыни до 1800 года.
В том же XVIII веке Свято-Успенская обитель приобрела величественный и красивый вид и встала в один ряд с крупнейшими и важнейшими монастырями Российской империи. Обширное хозяйство, а также многочисленные жертвователи, среди которых были и члены царской семьи, обеспечивали Флорищевой пустыни безбедное существование вплоть до 1917 года.
В апреле 1923 года монастырь был закрыт. Многое из того, чем раньше владел монастырь – иконы, утварь, колокола, – стало относиться к фондам Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея, а на территории монастыря с 1930 года до начала 1980-х годов находилась воинская часть.
Первая после закрытия монастыря литургия во Флорищевой пустыни состоялась 12 июля 1994 года. Так было положено начало одиннадцатилетнему периоду существования прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В сентябре 2005 году решением Святейшего Синода приход храма первоверховных апостолов Петра и Павла был преобразован в мужской монастырь с прежним названием Свято-Успенская Флорищева пустынь.
Храмы монастыря
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Храм в честь Святой Троицы.
Надвратный храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
При монастыре создана воскресная школа.
Монастырь окормляет воинскую часть.
Адрес: Нижегородская обл., Володарский район, поселок Фролищи
Телефон: (83136 )6-62-34
Настоятель: епископ Варнава (Баранов)