Священномученик Иоанн родился 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника местной мещанской управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны.
С самых ранних лет мальчик испытывал удары судьбы. Его отец имел тяжелый характер, был неуживчив, часто менял место службы, за что родственники прозвали его «шатуном». Даже в своей семье Михаил Лазарев был несдержан, груб, проявлял нетерпимость по любому поводу и обижал свою супругу, несправедливо наказывал и бил детей.
Вместе с Ваней в этой семье воспитывалось еще двое детей. Незадолго до родов еще одного ребенка Анна Александровна, наконец, не вытерпела поведения мужа и ушла от него, уехав к своим родителям в село Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов Анна Александровна Лазарева скончалась. В семье было принято решение всех осиротевших детей оставить на воспитание у деда — церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева. Родная тетя Вани — Серафима Порфирьева, красивая молодая девушка, которую многие сватали, отказалась от замужества ради детей своей сестры, которых очень любила. Но родной отец Михаил Лазарев, к сожалению, практически и не вспоминал о своих осиротевших детях.
Именно здесь, в селе Можаров Майдан, Ваня Лазарев начал свое обучение в местной школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. В доме деда была большая библиотека, и поэтому, рано научившись читать, мальчик с удовольствием рассматривал книги, в особенности жития святых.
В начале 1880-х годов Серафима Александровна Порфирьева увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата, кандидата богословия, преподавателя Нижегородской Духовной семинарии священника Алексея Александровича Порфирьева (будущего священномученика Нижегородской епархии).
По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев с радостью и детским усердием прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то мальчик с братом и сестрой стали воспитываться в новой семье.
В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым, родом из священнической семьи, выбрал путь спасения через служение в Святой Церкви. Он оставил государственную службу, приняв сан диакона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского уезда, который стал его первым приходом. В этом селе и прошли отроческие годы Иоанна Лазарева. Впоследствии всю свою жизнь отец Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей называл родными братьями и сестрами.
Однажды Ваня Лазарев, будучи студентом-семинаристом, в каникулы поехал домой к приемным родителям в Сопчино. Находясь на Московском железнодорожном вокзале, где он ожидал прибытия поезда, он заметил, что вокруг него ходит какой‑то мужчина и пристально смотрит на него. Наконец, незнакомец подошел к нему и спросил: «А ты не Лазарев?» Юноша ответил: «Да, я Лазарев». На что незнакомец ему сказал: «Так я твой отец». Услышав это, Ваня сначала растерялся, а потом ответил: «Мои родители Никольские — Петр и Серафима. Я их люблю, и они меня тоже любят» — и бросился бежать. Приехав в Сопчино, он рассказал об этом своим приемным родителям и горько заплакал. Хотя его и любили в семье Никольских, и всячески старались восполнить для него и его сестры Александры потерю родителей, он оставался сиротой.
С юных лет будущий пастырь Иоанн Лазарев избрал путь православного священнослужителя. В 1897 году он успешно окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии и через год женился на дочери священника из села Городец, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне.
4 февраля 1898 года состоялось его рукоположение в сан священника, с назначением в приход села Бараново Горбатовского уезда. Это был большой приход, в состав которого помимо самого села входили еще пять окрестных деревень. Молодой батюшка отец Иоанн служил в каменной Покровской церкви, выстроенной еще в начале XIX столетия на средства прихожан. В семье отца Иоанна и матушки Анны воспитывалась единственная дочь Елизавета, которая родилась в Баранове 20 августа 1898 года.
30 июля 1900 года образованный пастырь и проповедник отец Иоанн Лазарев был перемещен на новый приход — в крупное кустарно-промышленное село Павлово на Оке, в Николаевский храм. Здесь, в обширном и многолюдном приходе (количество прихожан этого храма достигало 2000 человек), отец Иоанн служил в качестве второго священника вместе с настоятелем протоиереем Евгением Антоновичем Заколпским.
Спустя три года после переезда в Павлово, в 1903 году, когда состоялось прославление св. прп. Серафима Саровского, отец Иоанн удостоился своей первой церковной награды — набедренника. Спустя три года он был награжден скуфьей, а в 1912 году — камилавкой.
На благо своих прихожан батюшка исполнял различное церковное и общественное служение. В течение тринадцати лет он состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более десяти лет отец Иоанн также занимал должность наблюдателя за библиотекой Павловской кустарной артели.
Известен был отец Иоанн среди местных жителей и как прекрасный законоучитель и преподаватель. По его инициативе в деревне Крюково была построена церковно-приходская школа, в которой он с 1902 по 1913 годы являлся заведующим и учителем. Кроме этого, отец Иоанн преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, в период с 1911 по 1913 год отец Иоанн являлся членом уездного отделения епархиального училищного совета.
В дальнейшем ревностное пастырское служение отца Иоанна Лазарева было связанно с несколькими нижегородскими храмами. Дольше всего отец Иоанн прослужил в качестве настоятеля в одном из древнейших храмов Нижнего Новгорода — церкви Успения Божией Матери, что на Ильинской горе. Его назначение на этот приход указом Нижегородской Духовной консистории последовало 19 июля 1913 года. Это был небольшой храм и малочисленный приход, в котором вместе с отцом Иоанном служил только псаломщик.
Переехав в Нижний Новгород, отец Иоанн продолжил свою педагогическую деятельность в Рождественском городском начальном училище. Кроме того, он вошел в состав Нижегородского училищного совета и епархиального эмеритального управления. В 1916 году он был удостоен очередной церковной награды — права ношения наперсного креста.
За два года до революционных потрясений отец Иоанн овдовел, его супруга Анна Ефимовна скончалась в возрасте 40 лет. Единственная дочь Елизавета успела получить начальное образование в частной нижегородской женской гимназии госпожи Н. Ф. Геркен. Впоследствии она попытается поступить в медицинский институт, но ее туда не примут, как дочь известного нижегородского священника. Елизавета Лазарева, несмотря на возражения отца, рано вышла замуж за драматического актера Писарева Евгения Николаевича. Брак этот распался, и воспитанию ее единственного сына Глеба всячески помогал отец Иоанн, который очень любил своего внука.
После кончины супруги все свои душевные и физические силы отец Иоанн обратил на плодотворную религиозно-просветительскую и проповедническую деятельность среди нижегородцев. По воспоминаниям родных и близких, отец Иоанн все дни проводил в трудах, занимаясь различными церковными вопросами и делами. В 1922 году, до обновленческого раскола, отец Иоанн по ходатайству благочинного перед архиепископом Евдокимом (Мещерским) был удостоен сана протоиерея.
Церковный причтовый дом, который находился рядом с храмом и где жил отец Иоанн, был большой, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей его родственников особенно привлекали подшивки иллюстрированных журналов. В воскресные и праздничные дни к нему очень любили приходить малолетние племянники из семьи Никольских. После революции дом этот был национализирован, и отцу Иоанну пришлось переселиться жить непосредственно в свой храм.
Истинным духовным подвигом явилось многолетнее терпеливое и кроткое отстаивание храма Успения Божией Матери, которое настоятель Иоанн Лазарев совершал совместно со своими прихожанами. Еще в 1918 году согласно известному декрету «Об отделении Церкви от государства» все церковное имущество, ставшее народным достоянием, по особым соглашениям передавалось в бессрочное пользование приходским общинам.
Такое соглашение, подписанное отцом Иоанном, было заключено и в отношении Успенской церкви. Условия этого соглашения неукоснительно выполнялись, община платила налоги, занималась текущим ремонтом церкви, и повода расторгнуть его у представителей новой власти не было. Тогда в 1928 году отец Иоанн был впервые арестован по обвинению в антисоветской деятельности и находился в горьковской тюрьме в течение месяца. Не сумев доказать данное обвинение, а также в связи с ходатайством прихожан батюшка был освобожден. В 1930‑е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма, настоятелем которого долгие годы был отец Иоанн.
В мае 1932 года приходской совет получил копию постановления Нижегородского краевого исполкома от 26 апреля этого же года о ликвидации Успенской церкви. Решение это было принято с типичной для того времени формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся Свердловского района города», желающих иметь взамен храма детский сад и пионерскую базу. На переоборудование древнего храма было даже выделено 6 тысяч рублей бюджетных средств.
Получив это постановление, отец Иоанн и приходской совет решили отстаивать свой храм и написали письмо во ВЦИК с просьбой оставить его верующим.
Несмотря на свою многовековую историю, Успенская церковь, построенная в 1672 году на средства купца Афанасия Олисова, для нижегородских властей долгие годы не представляла никакой ценности. Однако об исторической уникальности родного храма хорошо знали его прихожане, которые в своем обращении писали: «Храм наш должен быть сохранен во всей своей целости. Было бы очень печально, если он, невзирая на древнюю красоту, потерял бы свой старинный облик и тем более был бы уничтожен! <…> Храм Успения Божией Матери, как архитектурный памятник XVII века, просим оставить в неприкосновенности в ведении Успенской религиозной общины Н. Новгорода для удовлетворения в нем своих религиозных потребностей».
В ответ на это обращение Москва затребовала все документы по данному приходу. Рассмотрев их, в августе 1932 года ВЦИК вынес постановление об отмене решения нижегородских властей. Но отстоять свой храм отцу Иоанну и его прихожанам удалось ненадолго.
Трудящиеся-безбожники и местные власти решили добиваться своего. Спустя всего год, в сентябре 1933 года, на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещении, было принято окончательное решение о ликвидации данной общины.
Несмотря на повторное ходатайство верующих во ВЦИК, их прошение было отклонено. «Ввиду новых данных и необходимости использования здания для нужд коммунального техникума» было вынесено постановление — Успенскую церковь Нижнего Новгорода ликвидировать. Данное решение было приведено в исполнение 20 января 1934 года. После праздника Крещения верующие вместе с отцом Иоанном вынуждены были покинуть свой намоленный храм.
После закрытия храма отец Иоанн мог бы прекратить священническое служение, выйти за штат, но он оставался тверд в своем служении Богу. Отец Иоанн был переведен в нижегородскую Вознесенскую церковь. В дальнейшем, уже на основании распоряжения районного Свердловского совета от 28 февраля 1935 года, члены бывшей Успенской общины вместе с причтом и церковным имуществом были отделены от Вознесенской общины и присоединены к Казанской общине при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыре. Однако уже в апреле это решение было отменено, и представители Казанской общины сами переводились в Вознесенский храм.
Незадолго до своего ареста отец Иоанн стал служить в качестве второго священника в церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, которая находится у стен Нижегородского кремля. Здоровье его было очень слабым, и совершать богослужения постоянно, как того требует церковный устав, он уже не мог. Служил отец Иоанн только по воскресным дням и большим праздникам.
В ночь с 5 на 6 августа 1937 года, когда проводились массовые аресты духовенства Нижнего Новгорода, 60-летний отец Иоанн был арестован сотрудниками Кстовского районного НКВД на своей даче в деревне Фроловской, недалеко от города. Затем в его городской квартире был произведен обыск, во время которого у батюшки были изъяты денежные средства, Святое Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий.
Во время следствия отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он является активным участником горьковского филиала церковно-фашистской диверсионно-террористиче ской и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Кроме этого, отца Иоанна обвиняли в том, что он якобы проводил вербовку новых участников в эту контрреволюционную организацию, собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города.
На единственном допросе, который состоялся 9 августа 1937 года, отец Иоанн не признал себя виновным.
— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, предлагаю не задерживать следствие, дать правдивые показания о вашей контрреволюционной агитации, — требовал следователь.
— Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признаю, и я нигде и никогда контрреволюционной агитации не проводил.
— Сколько раз служил в вашей церкви митрополит Феофан?
— Служил более пяти раз, последний раз служил 24 июня этого года / 7 июля по новому стилю.
— Вы присутствовали при служении Феофана?
— Присутствовал, но служил с Феофаном настоятель церкви Тихонов, Каторжин.
— Посещали ли вы Феофана на квартире, после того как он отслужит обряд? — Я Феофана посещал два раза на квартире, разговор был только на бытовую тему. Я ему пояснил о своей болезни, и митрополит Феофан давал мне советы лечения, других разговоров у меня с ним не было.
— Кто посещал из попов Феофана?
— Посещал Феофана благочинный Лавров Николай Иванович, священник Сергиевской церкви, Тихонов Константин Васильевич, протоиерей Предтеченской церкви, посещали его и другие.
— Какие бывают разговоры при посещении Феофана, как в церкви, а также и на квартире?
— Были ли разговоры Феофана как с попами, а также с другими посетителями, я не знаю, так как я в это время не присутствовал.
— Поясните ваши связи и знакомых?
— Из попов я бываю у Тихонова, своего настоятеля, и Троицкого Петра Николаевича из Похвалинской церкви, но посещаю их очень редко. Посещаю Смирнова Владимира Митрофановича, сына бывшего торговца, но это посещение заключается в том, что последний делал для церкви кое-какой ремонт, а также и другие работы. Больше я никого не посещаю, а также и меня никто не посещает, — отвечал престарелый священник следователю.
Не получив нужных признаний, следователь в качестве доказательства вины отца Иоанна предъявил показания лжесвидетеля. Спустя пять дней в следственном деле появился протокол допроса одного нижегородского диакона, который дал про отца Иоанна следующие показания:
— Лазарева Ивана Михайловича знаете?
— Лазарева Ивана Михайловича я хорошо знаю, он является попом Предтеченской церкви, проживает в г. Горьком.
— Что вам известно о контрреволюционной деятельности Лазарева?
— Лазарева И. М. я знаю как отъявленного врага советской власти. Среди церковников своего прихода Лазарев ведет большую контрреволюционную работу, внушает церковникам ненависть к советской власти, высказывает контрреволюционные клеветнические суждения. Кроме этого, он высказывал пораженческие настроения, заявляя о неизбежности близкой войны с Японией.
На основании этих обвинений 21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Лазарев был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Память сщмч. Иоанна 4 октября.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.