После просвещения русской земли светом христианского учения при святом князе Владимире и уничтожения им идолов, христианская вера, при посредстве трех присланных Константинопольским Патриархом Сергием епископов — Феодора, Иоакима и Фомы со многими пресвитерами и клириками, распространилась в русской земле.
Святой князь Владимир пред смертью разделил всю землю русскую между двенадцатью своими сыновьями по жребию. Но вследствие постоянных княжеских междоусобиц пространное и широкое российское государство погибло.
Около середины XIII века постигло Россию нашествие монголов; многие княжества и города погибли в кровавых сечах, церкви были поруганы и разграблены, а жители расселились по лесам и многие прежде населенные места запустели.
Во время нашествия Батыя на Россию и разорения земли татарами запустела от пленения и земля по берегу реки Ветлуги и была пуста двести пятьдесят три года и там, где было прежде жилище людей, земля поросла везде великими лесами и названа была Ветлужской пустыней, и никем была не проходима; только немногие люди пределов града Унжи бывали там ради ловли звериной.
После победы Димитрия Донского над татарами Российское государство стало свободно от ига поганского и притеснений со стороны татар, и русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха, и прежде всего обновлять и восстановлять разоренные города и села по берегам великой реки Волги.
Любители же подвижнической жизни, преподобные отцы, основали многие общежительные обители и монастыри, и некоторые из них возлюбили житие пустынное и подвизались в одиночестве в лесах, в отдаленных пустынях, никому неизвестные, только одному Богу.
В это самое время в пустынные пределы по берегу реки Ветлуги пришел и преподобный отец Варнава с севера из города Великого Устюга и поселился на берегу реки на Красной горе в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставив мир и все «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности местности той от жилища человеческого на сто и более верст.
По наружному своему виду преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатой бородой «изрядно умеренною»; он был в сане иерея, отличался высокими нравственными качествами и в беседе с другими был весьма сладкоглаголив. Когда он подвизался в одиночестве, то приходили к нему дикие звери, живущие близ его келии, и он ходил между ними как между домашними животными и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны и кротки.
Высокие подвиги преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение. Многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить от него благословение и услышать слово наставления и совета.
Людям, посещавшим его, преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки. После двадцати восьми лет подвигов на Красной горе преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 года и был погребен наверху горы.
По преставлении его на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги — одни вверх, а другие вниз по течению ее, и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги.
Иноки построили на Красной горе две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название Варнавинской пустыни.
Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получали здравие, когда призывали в молитвах преподобного отца Варнаву.
Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявления таковой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам [т. е. ладан — прим. ред.] и все необходимое для существования обители. На все же праздники и воскресные дни приходили в церковь за богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам преподобного малозаселенная местность населена многими народами.
Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших ее окрестностях, но и в первопрестольной Москве.
Когда Господь Бог благоизволил прославить своего угодника преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться к гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I, который был весьма благочестивый архипастырь и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства Российского, подвизавшихся в дни его святительства; и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе преподобного Варнавы, и притом от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков.
По распоряжению Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638–1639 гг. мощи преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных многие больные получали исцеления от болезней не только при гробе преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия.
Свидетельствование мощей преподобного отца Варнавы было поручено игумену Макарьевского Желтоводского монастыря Пафнутию.
Игумен Пафнутий, приняв благословение от Святейшего Патриарха, с радостью отправился в назначенный ему путь, моля Всесильного Бога, чтобы он сподобил его благополучно доехать до обители и видеть святое место, где лежат мощи преподобного отца Варнавы. Священноиноки монастыря, услышав о приближении к обители игумена, вышли встретить его вне монастыря на берег реки Ветлуги, к пристани, где остановился струг честного игумена Пафнутия.
Когда игумен сошел на землю, монахи с радостью встретили его и повели в монастырь, где и спрашивали его о том, какая цель его пришествия к ним — смиренным инокам; игумен же поведал им, что он прибыл к ним по поручению Святейшего Патриарха Иоасафа, ибо и до него, Патриарха, дошел слух о жизни преподобного Варнавы и о чудесных исцелениях, которые Господь творит на этом святом месте и ему необходимо подробней узнать о всем этом, как истинному любителю святых Божиих угодников.
Услышав сии слова от игумена, монахи прославили Бога Вседержителя и пошли вместе с игуменом Пафнутием в церковь Божию, где лежали мощи преподобного Варнавы, и, пришедши, поклонились его цельбоносному гробу, благодаря Господа Бога, что он сподобил игумена Пафнутия достигнуть и видеть гроб угодника своего.
Узнав о прибытии в обитель игумена, окрестные жители во множестве пришли в монастырь, и каждый принес от имения своего кто что мог: иные свечи, иные фимиам, а некоторые — приношения от плодов земных.
Потом игумен и вся братия монастыря со множеством народа совершили всенощное бдение в Троице славимому Богу и всю ночь проводили в пении псалмов и духовных песен, а на другой день служили Божественную литургию, пели молебное пение и ходили крестным ходом вокруг монастыря.
По окончании же службы священники той обители и монахи поведали игумену Пафнутию повествования о чудесных исцелениях, совершавшихся по молитвам преподобного Варнавы, и для подтверждения справедливости рассказов вынесли игумену запись этих исцелений, которую и прочитали вслух народу, причем слушающие подтверждали записанное.
Игумен Пафнутий, слушая эти писания, вместе со всеми воссылал хвалу Богу, давшему всем болящим безмездного врача и предстателя за людей пред Богом, взял эти писания с собой, чтобы представить их Святейшему Патриарху, и скоро направился в обратный путь, радуясь, что Господь сподобил его видеть гроб преподобного Варнавы.
Святейший Патриарх Иоасаф, приняв от игумена Пафнутия запись чудесных исцелений, совершившихся по молитвам преподобного отца Варнавы, а также и доклад об исполненном поручении, с душевной радостью возблагодарил Бога за то, что он явственно явил ныне угодников своих, честных пустынножителей, которые до этого неведомы были никем. С этого времени началось прославление преподобного отца Варнавы, и он причислен был к лику святых Российской Церкви, и положено было службу ему править ежегодно 11 июня в день его блаженной кончины (1445 г.).
Обитель преподобного отца Варнавы, известная под именем Варнавинской пустыни, была наделена усердием благочестивых царей многими землями и угодьями по ту и другую стороны реки Ветлуги.
В таком виде Варнавинская мужская обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и переименована в приходскую церковь, а на месте монастырской слободы, образовавшейся из монастырских служилых людей, в 1778 году возник город Варнавин, один из уездных городов Костромской губернии.
ЦЕРКОВНЫЕ ТОРЖЕСТВА В ГОРОДЕ ВАРНАВИНЕ 10-11 ИЮНЯ 1914 Г. ПРИ ИЗНЕСЕНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ВАРНАВЫ
ИЗ-ПОД СПУДА И ПОЛОЖЕНИИ ИХ В НОВУЮ РАКУ
Город Варнавин расположен по вершине горы, а на береговом откосе горы, представляющем из себя как бы полуостров, ограниченный с востока и запада глубокими оврагами, а с юга рекой Ветлугой, расположены три соборных храма: каменный — во имя Святой Живоначальной Троицы и два деревянных: Успения Божией Матери и святителя Николая, Мирликийского чудотворца; последний находится на самом обрыве Красной горы, построен в 1666 году на средства бывшего здесь монастыря, а в 1854 году отремонтирован почти заново, причем архитектура храма осталась старинная, без всяких изменений.
По оврагу с востока, а равно и по берегу реки Ветлуги гора окаймлена хвойным и лиственным лесом и в летнее время представляет из себя весьма живописную картину.
В последнее время красота этого святого места нарушена происшедшим страшным обвалом горы со стороны реки. Крутой обрыв, являющийся правым нагорным берегом реки Ветлуги и имеющий здесь в вышину до ста саженей, с давнего времени начал осаживаться и сползать к реке; а в последнее время, захватывая все большее пространство, стал угрожать и целости Николаевского храма, так что до верхнего уровня фундамента храма оставалось всего лишь аршина два не испещренного трещинами материка земли.
Так как дальнейшее разрушение являлось уже опасным и для судоходства по реке Ветлуге, то устройство и укрепление горы приняло на себя министерство путей сообщения, и в 1910 году весной им произведено было техническое укрепление горы свайными скрепами в три ряда. Но это укрепление просуществовало менее двух лет. В 1912 году, в ночь с 9 на 10 число месяца мая, рухнули искусственные укрепления горы с их громадными балками, переводами и всей насыпной землей, и храму, в котором покоились святые мощи преподобного отца Варнавы, угрожала опасность.
Тогда по поручению Священного Синода прибыл в город Варнавин 21 мая 1912 года его Преосвященство, Преосвященнейший Тихон, епископ Костромской и Галичский, лично осмотрел обвал горы и на следующий день, 22 мая, при участии отца благочинного округа и местного духовенства, совершил раскопку могилы преподобного отца Варнавы и перенесение честных останков его из Николаевского храма в Троицкий собор; здесь, в левом приделе храма, посвященном преподобному отцу Варнаве, и помещены были оные святые мощи угодника Божия.
В тот же день торжественно, при стечении множества городских жителей, перенесена была и рака с могилы преподобного отца Варнавы в Троицкий собор и поставлена над святыми мощами его. По совершении молебного пения Преосвященнейший епископ Тихон, взойдя на ступени раки преподобного отца Варнавы, обратился к молящимся с глубоко прочувствованным словом. Объяснив слушателям, что все в мире устраивается по воле Божией, Его Преосвященство указал, что и настоящее событие совершилось, несомненно, не случайно, и для сердца верующего не может быть никакого сомнения в том, что преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, с верой притекающим к его предстательству. «Дорожите же, братие, этою драгоценною святынею, всегда спешите к предстательству святого угодника Божия, преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости», — закончил свою речь Преосвященный.
Святые мощи преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца, до 1912 года покоились под спудом. Жители города и другие прихожане собора неоднократно обращались в Священный Синод с просьбой разрешить изъять святые мощи преподобного Варнавы и положить оные поверх земли в раку, чтобы прибегающие к заступничеству святого угодника Божия могли благоговейно лобызать их.
Внимая усердным просьбам жителей города и прихожан собора, Священный Синод указом на имя Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона в марте месяце 1914 года уведомил жителей города о состоявшемся постановлении своем, которым поручалось Его Высокопреосвященству, с лицами, приглашенными по его желанию, изъять честные останки преподобного Варнавы из земли и переложить их во вновь сооруженную металлическую раку, причем разрешено было часть святых мощей оставить открытой для благоговейного лобызания верующих.
Горожане с великой радостью отозвались на святое дело сооружения раки для святых мощей преподобного Варнавы и по подписке в один день собрали до трех тысяч рублей. Сроком торжеств назначено было время 10–11 июня 1914 года.
10 июня с раннего утра весь город был заполнен народом; на площадях и по улицам двигались громадные толпы богомольцев в ожидании торжеств, начавшихся, согласно церемониалу, в час дня. Богослужение в этот день ввиду ожидавшегося скорого прибытия владыки совершено было рано утром, литургия окончилась около девяти часов утра, и служение молебнов на время было прервано.
В 10 часов 30 минут утра с колокольни Троицкого собора раздался благовест, извещавший о скором прибытии в город Варнавин Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Костромского и Галичского. Для встречи владыки собралось в соборе все духовенство, прибывшее на торжество.
В ожидании владыки прибыл к храму господин начальник губернии со своей свитой и чинами различных ведомств. Площадь возле собора вся сплошь была залита народом.
Около 11 часов при торжественном звоне прибыл Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон. Облачившись в мантию и преподав благословение, владыка при пении «Достойно есть» хором учеников высшего начального училища и в предшествии духовенства проследовал в Троицкий собор в алтарь главного храма; приложившись к святым иконам и преподав благословение собравшемуся во множестве народу, владыка с церковного амвона обратился к предстоящим со следующим приветственным словом:
«Господь наш Иисус Христос, посылая апостолов своих на проповедь Евангелия, заповедал им: „Входя в дом, приветствуйте его: мир дому сему”. Последуя заповеди Спасителя, и я приветствую Вас, возлюбленные братия, словами мира: мир сему дому Божию! Да стоит он и красуется на многая, многая лета! Мир городу сему и всем живущим в нем, паче же пребывающим в вере! Мир всем вам, православные христиане! Да излиет Господь на вас Богатые милости свои по молитвам преподобного отца нашего Варнавы, Ветлужского чудотворца: в его честь предначинаем мы ныне священное торжество.
Возлюбленные братия! Ветхозаветный боговдохновленный мудрец говорит о мужах праведных, угодных Богу: „Путие праведных подобно свету светятся: предходят бо и просвещают, дондеже исправится день”. Что солнце, луна и звезды на небе, то же самое — мужи праведные на земле. Их назначение одно и то же: светить и просвещать.
Приятен свет солнца во время дня, и свет луны и звезд — во время ночи: кто не любовался и не восхищался ими? Но несравненно приятнее и сладостнее свет, исходящий от мужей праведных, это свет не земной, а небесный, не вещественный, а духовный; это тот свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мире, который и во тьме неизменно светится, и тьма его не объят. Мужи праведные для того и воздвигаются на земле промыслом Божественным, чтобы вносить с собой в жизнь людей свет правды и добра, чтобы не только самим шествовать, но и других руководить к Невечернему Свету — Христу, в жилище небесное.
Преподобный и богоносный отец наш Варнава, в честь которого мы предначинаем сей праздник, был великим светильником страны этой, устроителем и первоначальником бывшей некогда на этом месте обители иноческой, основателем и всегдашним покровителем города Варнавина, получившего и самое название свое от имени преподобного. Пятьсот лет тому назад он пришел сюда из Великого Устюга и поселился здесь в совершенном одиночестве. Тогда весь этот край по реке Ветлуге, до самого впадения ее в Волгу, был почти необитаем и назывался Ветлужской пустыней.
Двадцать восемь лет прожил здесь преподобный Варнава в трудах и подвигах, о коих известно одному лишь Богу. Через двести лет после его кончины Всероссийский Патриарх Иоасаф, слыша о многих чудесах, совершавшихся на могиле преподобного, поручил игумену Макарьевского монастыря Пафнутию обследовать их и тогда же причислил преподобного Варнаву к лику святых угодников Божиих. В 1912 году, почти через триста лет после прославления преподобного, Божиим устроением на нашу долю выпало великое счастье обрести честные останки преподобного в земле под церковью, где он был погребен своими учениками.
Наконец, через два года после этого мы снова собрались для участия в великом торжестве в честь преподобного Варнавы. Святейший Правительствующий Синод, в уважение благочестивого ходатайства многих почитателей памяти преподобного Варнавы из местных жителей, разрешил изъять из-под спуда честные останки преподобного и переложить их в новую раку для открытого почитания верующими. О великое и священное торжество! Воздавая за все это славу Богу, как источнику и подателю всякого блага, будем, возлюбленные братия, умолять преподобного отца нашего Варнаву, чтобы по его ходатайству предстоящие дни праздника нашего Господь соделал днями Своего милосердия к нам грешным».
После встречи владыка отбыл в дом отца настоятеля собора, где имел пребывание на время торжеств; народ густой толпой сопровождал владыку до самого дома, испрашивая благословения архипастыря, который с крыльца дома еще долго благословлял богомольцев.
В 12 часов дня все духовенство снова собралось в Троицком соборе и ожидало прибытия архипастыря, ибо в час дня, согласно церемониалу, предполагалось совершить изъятие честных останков преподобного Варнавы из земли и переложение их в новосооруженную раку. Возле места упокоения преподобного поставлен был на носилках кипарисовый гроб для святых мощей, тут же на особом столе стояла чаша со святой водой и лежали приготовленные шелковые платки для отирания святых мощей.
В 12 часов 30 минут прибыл в храм владыка и, встреченный всем духовенством, прошел в алтарь придельного храма во имя преподобного Варнавы; облачившись в алтаре в архиерейские одежды, архиепископ вышел на середину храма и положил начало молебна. При пении «Бог Господь» и тропаря преподобному Варнаве открыто было отверстие в полу храма, куда по благословению владыки спустились четыре священника для поднятия ящика со святыми мощами; на полотнах ящик был поднят наверх другими шестью священниками.
По осмотре шнура и печати, оказавшихся в совершенной целости, ящик был открыт, и все присутствовавшие узрели честные останки угодника Божия, преподобного отца Варнавы, Ветлужского чудотворца, благоговейно извлеклемые из земли самим архипастырем; духовенство при этом сотворило земной поклон; затем было приступлено к переложению святых мощей: честные останки владыкой полагались на блюдо, священники благоговейно отирали их приготовленными шелковыми платками и полотнами и полагали в кипарисовый гроб, помазанный благовониями.
Во время переложения святых мощей духовенство пело канон «Отверзу уста моя» с припевами: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и «Преподобне отче Варнаво, моли Бога о нас». Когда окончилось переложение святых мощей, гроб с честными останками преподобного Варнавы был запечатан архиерейской печатью, и на него было положено массивное вызолоченное, чеканной работы, надгробие с изображением на верхней доске преподобного Варнавы и вычеканенными по бокам словами из тропаря преподобному: «Не остави нас, Варнаво, преподобне отче наш, Пресвятой Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти души наша».
Обо всем был составлен акт, который был подписан тогда же архиепископом и прочими присутствовавшими лицами.
По окончании переложения святых мощей начался торжественный крестный ход из Троицкого собора вокруг храма в следующем порядке: впереди члены Варнавинского общества трезвости несли в два ряда хоругви, в ряд с первой парой хоругвей два диакона несли запрестольный крест и икону Божией Матери, пред крестом и иконой Богоматери псаломщик в стихаре нес фонарь, затем шли певчие по три в ряд, за ними священноцерковнослужители псаломщики в стихарях, диаконы и священники, младшие впереди и старшие сзади, по четыре в ряд; за духовенством два диакона несли икону преподобного Варнавы; за иконой восемь священников первой очереди (все священники были разделены на три очереди, дабы дать возможность каждому из них принять участие в несении святых мощей) на особо устроенных носилках несли гроб со святыми мощами, четыре псаломщика по углам святого гроба несли светильники; за гробом два старших священника несли на блюдах, покрытых воздухами, напрестольный крест и святое Евангелие, над крестом и святым Евангелием два псаломщика держали рипиды; далее шли иподиаконы с дикирием и трикирием, за ними архиепископ, сопровождаемый протодиаконом.
Крестный ход вышел западными вратами и направился вокруг храма при торжественном звоне и стройном могучем пении: «Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво…». Процессия была величественная и трогательно-умилительная. Вот из гробницы, заключенной в недра земли, медленно появляется наружу гроб со святыми цельбоносными останками и идет, чуть колыхаясь, над толпой. Слезы умиления и радости появились на лицах многочисленных богомольцев, и из груди многотысячной толпы вырывался возглас: «Батюшка, преподобный отец Варнава».
Только это имя было тогда у всех на устах, и казалось, что в этот момент рассеялось в присутствовавших все греховное. После обнесения гроба со святыми мощами вокруг храма крестный ход направился на помост церковный, святые мощи были поставлены на особом возвышении, и архиепископом было положено начало молебного пения.
По окончании молебна с возглашением установленных по чину многолетий гроб со святыми мощами внесен был священниками второй очереди в храм и поставлен в уготованное место в Троицком соборе в драгоценную серебряную раку.
Рака — художественной работы, вызолочена и вместе с кипарисовым остовом весит свыше пятнадцати пудов. На крышке раки помещено чеканное изображение преподобного Варнавы, украшенное эмалью; преподобный изображен в схиме; в головном уборе на челе преподобного устроено отверстие, чтобы богомольцы могли прикладываться к святым мощам. Стенки раки украшены чеканными изображениями событий из жизни преподобного; стоимость раки около шести тысяч рублей.
После постановления святых мощей в раку началось поклонение святому угоднику Божию; при пении величания преподобному Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон поднялся на помост раки и, сотворив три земных поклонения, приложился к святым мощам, за ним прикладывались духовные лица по старшинству — архимандриты, протоиереи, иереи и диаконы; затем подходили для поклонения чины различных ведомств, во главе с господином начальником губернии, наконец, были допущены и богомольцы; во все время до всенощного бдения у раки святых мощей непрерывно совершались молебные пения священноцерковнослужителями по очереди.
В семь часов вечера начался звон к всенощному бдению. Вскоре прибыл в храм и Высокопреосвященнейший владыка и, встреченный отцом благочинным, протоиереем Александром Александровским с духовенством собора, направился в алтарь храма.
Началось всенощное бдение, которое совершал отец благочинный, протоиерей Александр Александровский. Богослужение совершалось неторопливо и истово; пение было стройное и в строго церковном духе; все стихиры и другие песнопения выпевались полностью. Лития совершена была на помосте в церковной ограде, шестопсалмие читалось как в храме, так и на помосте одновременно.
По окончании второй кафизмы при пении: «Хвалите имя Господне» гроб со святыми мощами снова был изъят из раки, поставлен на носилки и торжественно изнесен из храма на помост церковный. После установления святых мощей на помосте архиепископ раздал духовенству возженные свечи, одновременно с ним и богомольцы, окружавшие помост со всех сторон, зажгли свечи. Началось величание преподобному, пропетое мощным хором духовенства и многократно повторенное певчими.
Владыка, в предшествии отца протодиакона с возжженной свечой, троекратно покадил гроб со святыми мощами, икону преподобного Варнавы, установленную за гробом с восточной стороны, собор духовенства, присутствовавших на помосте лиц и всех богомольцев, для чего обошел вокруг помоста со всех четырех сторон его.
Торжественный выход на литию, изнесение святых мощей на помост церковный во время пения «Хвалите имя Господне» и само величание преподобному — эти моменты церковного богослужения были особенно прекрасны и производили потрясающее впечатление.
Весь собор горел свечами, которые были в руках молящихся. Возвышенный помост, украшенный со всех сторон разноцветными огнями в фонариках, площадь вокруг помоста, залитая морем народным, волны которого разливались повсюду, куда только хватал глаз, вековые деревья, в своем немом удивлении как бы склонившиеся к помосту, сонм многочисленного духовенства во главе со своим архипастырем, золотистые облачения священнослужителей — все это великолепие обстановки при тихой теплой ночи, в едва мерцающем вечернем свете, весьма соответствовало значению переживаемого события.
Чувствовалось, что как бы слетает на землю уголок неба, где ангельские чиноначалия величают и славят Вседержителя. Недаром на глазах многих богомольцев блестели слезы умиления и слышны были восторженные возгласы: «Господи, как хорошо здесь, точно в раю!» Остальное последование всенощного бдения совершалось на помосте; чтобы удобнее было молящимся приложиться к святым мощам, гроб с честными останками был помещен на особо устроенном возвышении.
Помазание собравшихся святым елеем совершал Высокопреосвященный владыка, стоя на возвышении возле святых мощей. Богомольцы допускались на помост группами — с одного конца они всходили на помост, а с другого сходили с него; порядок при этом был образцовый, не чувствовалось ни толкотни, ни давки, хотя богомольцев были десятки тысяч; тишина была полная, так что все молитвословия и песнопения отчетливо можно было слышать во всей ограде.
Трогательно было видеть, как приводили и приносили к святым мощам больных, одержимых различными болезнями; многие из них за сотни верст с огромным трудом и терпением пришли сюда, а некоторые, за полным расслаблением, принесены были на руках своими ближайшими родственниками в надежде получить благодатную помощь по молитвам угодника Божия, преподобного отца Варнавы; вот они уже стоят у сего цельбоносного источника, уже видят своими глазами сего безвозмездного врача, от которого ждут себе помощи; с полным участием все относятся к ним, пропускают свободно ранее других богомольцев; лица свиты господина начальника губернии и даже сам он провожают больных к гробу и помогают им приложиться к святым мощам; больные припадают и лобызают святые мощи угодника Божия, архипастырь возлагает на страждущих руки и помазывает елеем; в это время все молящиеся как бы сливаются в одном сердечном порыве, в одном горячем желании видеть страждущих здоровыми, дабы и тень печали не омрачила этого сладостного торжества.
И сбывалось слово Божие: «Много может молитва праведного поспешествуема»; многие больные находили успокоение и облегчение от своих страданий, а некоторые получили и совершенное здравие, о чем и поведали тогда же. Всенощное бдение окончилось в 11 часов 30 минут ночи; Высокопреосвященнейший владыка и после этого продолжал еще помазывать богомольцев святым елеем и только около полуночи, передав елей одному из архимандритов, возвратился с помоста в храм, а оттуда отбыл на отдых, сопровождаемый толпой богомольцев, испрашивавших у него благословения.
После всенощного бдения непрерывно совершались у святых мощей молебные пения, а помазанье святым елеем продолжалось до восьми часов утра, до того времени, когда святые мощи были перенесены снова в Троицкий собор. Ночь была теплая и тихая, а по духовной радости, наполнявшей сердца верующих, поистине благодатная и походила на пасхальную ночь Светлого Воскресения; богомольцы непрерывно теснились к гробу — этому приюту смерти, ставшему источником благодатной помощи и исцелений.
В два часа пополуночи совершена была полунощница и вслед за ней утреня. По окончании утрени в приделе Троицкого собора во имя преподобного Варнавы совершена была ранняя литургия архимандритом Оранского монастыря Серафимом в сослужении пяти священников.
В 9 часов утра начался благовест к поздней литургии, которая одновременно совершаема была в двух храмах: Троицком соборе и Николаевском. В Троицком соборе литургию изволил совершить Высокопреосвященнейший Тихон, а в Николаевском храме литургию совершал архимандрит Макарьево-Унженского монастыря Виссарион.
По окончании поздней литургии гроб со святыми останками преподобного Варнавы снова был изъят из раки и поставлен на носилки; в предшествии крестного хода в описанном выше порядке святые мощи обнесены были вокруг собора и поставлены на церковном помосте, где владыкой было положено начало молебного пения.
Торжественно и мощно раздавалось пение священнослужителей: «Преподобне отче Варнаво, моли Бога о нас», им вторило стройное пение хора, взывающее о том же к святому угоднику Божию; это же прошение изливалось из сердец многих тысяч богомольцев, в том числе и многих раскольников — уренцев, слившихся в одной общей молитве и забывших на время свою исконную вражду к Российской Православной Церкви.
По окончании молебного пения и возглашения многолетий крестный ход направился снова вокруг Троицкого собора при громогласном пении священноцерковнослужителей и певчих: «Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».
После внесения святых мощей в храм гроб с честными останками был поставлен опять в раку и наглухо закрыт крышкой, запертой на ключ. Высокопреосвященный долго еще благословлял народ в храме и на пути к дому, а у раки святых мощей совершались все время молебны; богомольцы по частям допускались в храм, прикладывались к святым мощам и, счастливые тем, что Господь сподобил их быть свидетелями таких великих духовно радостных торжеств, нравственно освеженными расходились по своим местам.
В тот же день по распоряжению владыки рака со святыми мощами преподобного Варнавы была перенесена в придел Троицкого собора, установлена на прежнем месте и оставлена здесь навсегда*.
*В 1922 году мощи св. прп. Варнавы были осквернены и изъяты представителями советской власти. Троицкий собор в 1930-е годы был уничтожен. Судьба святых мощей прп. Варнавы в настоящее время остается неизвестной.
Память св. прп. Варнавы 24 июня