Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Текст радиопередачи «Облака» (12.04.2002 передача N 514)
20:47, 12 апреля 2002

Текст радиопередачи «Облака» (12.04.2002 передача N 514)

Здравствуйте. В эфире программа “Облака”…

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

«Здравствуйте, передача «Облака». Пишет вам Заворкина С.И. из города Краснодара. Недавно слышала, как вы читали письмо одной женщины, которая спрашивала: «Что вы там с ними сюсюкаетесь, с этими заключенными, говорите, что они такие несчастные да бедные?» Я лично с этой женщиной согласна на сто процентов. Их в тюрьму, по-моему, никто не звал?

Мне этих гадов нисколько не жаль. И если они там дохнут, — пусть. У нас в России подлецов, наркоманов и бездомных хватает с лихвой.

Мое письмо можете зачитать хоть по радио, хоть в колониях — перед вашими «бедненькими и несчастненькими».

* * *

Много писем приходит в «Облака». В одних — крик о помощи, В других — просьба дать совет. В иных — как в письме С.И Заворкиной — проклятия. А в каких-то письмах — и их, слава Богу, большинство — понимание, милосердие и сочувствие. И к тем, кто стал жертвой преступления, и к тем, кто оказался за решеткой. К сожалению, среди нынешних заключенных настоящих злодеев, тех кого мы страшимся, не так уж и много. Недаром в ходу у нас пословица: «В тюрьме сейчас сидит только бедный да дурак».

* * *

«Здравствуй, дорогая передача! Я, Лукьянченко Иван Григорьевич, пенсионер, все десять лет, как Вы выходите в эфир, слушаю вашу передачу. Она — моя. Ведь я воспитывался в детском доме, без родителей, и мне до боли понятны эти ребята, попавшие за решетку не по своей вине. А по вине нашего общего невнимания, нашего безразличия и зверского отношения к ним судей.

Благодаря «Облакам», я переписываюсь с ребятами из Шаховской колонии и из Мордовии. Я очень прошу вас, может, кто-то обратится к вам из детдомовцев (а их, я знаю, среди заключенных — много)? Пусть едут жить ко мне. Я буду рад им. Они найдут у меня тепло и ласку. Сам я никогда не был в местах заключения, но как детдомовец, знаю, как трудно выстоять и не сломаться. Пусть едут…»

В качестве комментария к этим двум письмам мы решили привести фрагмент проповеди, читаемой в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в одну из недель Великого поста.

«В Священном Писании рассказывается… Израильтяне, возглавляемые пророком Божиим Моисеем, пройдя через море, казалось бы спаслись от своих преследователей, от рабства. Но потом они оказались в безводной и грозной пустыне. И многим, из ведомых Моисеем, пустыня эта показалась куда страшней, чем угнетение и подневольная работа. Проходят дни, недели, месяцы, а кругом — выжженная равнина. Люди погибают без воды. И нет ни источника, ни капли влаги, раскаленное небо без единого облачка. А путь до Святой горы, куда они направляются, далек. Да никто и не знает, сколько еще надо идти, сбивая в кровь ноги.

И вдруг они видят маленький кустик, из под него бьет источник . Люди бросаются пить — и тут же выплевывают: вода горькая. В тех местах залегали в земле соли, они и делали воду непригодной для питья. Источник этот получил название.

Люди заплакали от обиды и отчаяния: ведь только что надежда вспыхнула в их сердцах — в раскаленной пустыне — свежая прохладная вода! Но оказалось, что вода горька, ее нельзя пить… Пророк Моисей погрузил древо в воду, подержал его там, и вода перестала горчить.

Это оживотворение ядовитого источника напоминает христианам о другом древе, стоящем посередине нашей жизни — Древе Крестном. Оно меняет горечь жизни на чистую живую воду — Спасение, идущее от Господа.

Но можно находиться рядом с живым источником — и не пить из него. Можно ходить рядом с ним, а вода жизни все равно будет горькой, если жить в себялюбии, в суете, в гордыне, в осуждении друг друга. Если же мы хотим, чтобы вода Спасения коснулась нашего сердца и оживила его, то мы должны стараться твердо отринуть: осуждение и превозношение, ненависть и злобу, клевету — все, что отравляет нашу жизнь. «Царство Божие внутри нас есть. Пойди, возьми и пей живую воду». А мы стоим, как древние израильтяне у этого источника, и вода нам кажется горькой, ибо нет у нас силы веры, которая бы превратила воду отравленную воду в живую. Горькая вода унылой однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и уходит в песок, и нет надежды, и нет проблеска, и нет спасения — уныние, болезни, немощи, огорчения, ожесточение, холодность сердца, бессмысленность жизни — вот «мерра» — горькая вода нашего бытия без Креста Христова».

Такую проповедь читают в храмах на неделе Великого поста, называемой Крестопоклонной. По сложившейся традиции, она посвящается особой памяти об узниках, о тех, кто находится в заключении, поскольку они все несут Крест, то есть все страдают. Но не все воспринимают свои страдания, свой крест как благо, как возможность искупления прощения.

Накануне Крестопоклонной недели наш корреспондент Евгений Кузнецов взял интервью у настоятеля Знаменского собора Нижегородской епархии отца Михаила (Резина).

Рассказывает отец Михаил:

Великий пост, идет Крестопоклонная неделя. Она относится к особо строгому периоду поста. Это середина, возвышение, если хотите — образ Голгофы — время духовной работы над собой, время добрых дел и милосердия. В один из воскресных дней перед Великим постом читается Евангелие о страшном суде. Там говорится, что однажды Господь соберет всех людей, когда-либо живших на Земле, на суд, отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ, и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую.

Правым Он скажет: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, поскольку Я жаждал, и вы напоили меня, Я был голоден, и вы накормили меня, был в темнице, и вы посетили Меня, был болен, и вы не забыли Меня в больнице, странствовал, и вы пустили Меня переночевать». И тогда скажут эти люди: «Мы никогда не видели Тебя, как же мы могли сделать Тебе добро?» Господь ответит: «Поскольку вы сделали добро ближнему своему, значит, сделали и Мне».

Тем же, кто по левую руку, Он скажет: «Вы не накормили Меня, не напоили, не пустили переночевать, не посетили в больнице и в тюрьме. Поэтому идите в муку вечную». И они воскликнут: «Мы никогда не видели Тебя, Господи! Разве мы не оказали бы Тебе внимание, если бы Ты пришел к нам?» И Господь ответит: «Поскольку вы не сделали добра ближнему своему, значит, не сделали и Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную.
Вот краткое изложение того, что следует делать в этой жизни человеку и чего, напротив, следует избегать. В реальности все происходит с точностью до наоборот. Мы живем в страшное время, когда разрушаются и попираются не только духовные законы, но и биологические, когда человек обрушивается с Богоданной высоты не только до уровня животного, но до уровня демонического. Кажется, что разжиженный и облученный телевидением мозг человеческий теряет способность мыслить и сопротивляться смерти, душа теряет или уже потеряла чувство самосохранения. Вот строки из свежих газет: «Всё чаще дворники, милиционеры и бомжи натыкаются на ужасающие находки. В мусорных контейнерах, на стройплощадках, в подворотнях лежат маленькие кулечки, в которые завернуты мертвые новорожденные. С начала этого года в Москве найдено уже 10 мертвых малышей. Этих младенцев убили их родные мамы. За прошлый год зарегистрирован 231 случай. Подобное случалось всегда, сообщали в ГУВД столицы, но никогда не приобретало столь ужасающего размаха». Это ли мы назовем ответом на евангельские слова: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы напоили Меня»? И снова газета: «События, разыгравшиеся 14 марта в московском районе Нижнего Новгорода, потрясли нижегородцев. Полтора десятка вооруженных милиционеров под руководством судебных приставов были брошены на штурм жилища 82-летней Анны Котовой. Спецоперация по выселению обманутой квартирными жуликами бабушки была проведена по всем правилам милицейского искусства и стала свидетельством абсолютного бездушия чиновников от правосудия». Это ли мы назовем ответом на евангельские слова: «Был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня»?

Из книги «Малолетка сегодня»
(она издана Центром содействия реформе уголовного правосудия).

«Преступность детей и подростков не идет ни в какое сравнение с масштабом преступлений против них со стороны старших возрастных групп. По данным статистики, ежегодно в России регистрируется более 20 тысяч преступлений, по которым потерпевшими являются дети до 13 лет, более 10 тысяч случаев развратных действий в отношении несовершеннолетних…. Более 60 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами сексуального насилия. Особым проявлением незащищенности детей является убийство матерью новорожденного ребенка. Рост количества убийств младенцев их матерями происходит на фоне некоторого снижения общего количества умышленных убийств.

Если убийство матерью новорожденного ребенка — наиболее страшное преступление против детей, то отцеубийство — кажется наиболее острой формой мести детей за жестокое с ними обращение. Оба этих преступления — крайние формы проявления происходящего в обществе ожесточения. Причем, по данным криминологов, между убийствами младенцев и отцеубийствами имеется прямая зависимость: при увеличении количества убиенных младенцев растет и количество убитых руками своих детей отцов…»

Может показаться странным: почему дети как бы мстят не матерям, а отцам. Хотя… что же здесь странного. Если мы ознакомимся с описаниями событий, предшествующих убийству матерью своего ребенка, то убедимся, что настоящим его убийцей был отец.

* * *

«Многие думают, что тюрьма может исправить человека, — пишет нам Виталий Вольнов из Санкт-Петербургского следственного изолятора «Кресты». — Я твердо отвечу: нет. Человек, впервые попавший в эти стены, испытывает сильнейший шок. Ведь его оторвали и изолировали от родных, близких сердцу любимых людей. От возлюбленной, без которой ему больше не хочется жить.

А вдруг у человека на воле почти никого нет? И остались лишь близкие престарелые родственники — старенькие бабушка с дедушкой или пожилые родители? И тогда страх, что они могут не дождаться его и умереть, превращает жизнь арестанта в пытку. Человек страшно волнуется, становится нервным. И если бы вы знали, насколько невыносимо ощущать себя отбросом общества, которого изолировали, чтобы не мешал жить другим, более благополучным… Тяжело привыкнуть к тюремному режиму. Не хватает тепла, ласки, любви и заботы близких. Ведь нужен он только им и никому другому. Все мысли только о свободе, а это самое большое, что можно отнять у человека», — так заканчивает свое письмо Виталий Вольнов.

В российских тюрьмах сидят мужчины и женщины, мальчики и девочки. Старики и старушки. Имя им — миллион. И — вот что страшно — общество это обстоятельство почти не волнует. «Они» — где-то там. А мы — здесь. И у нас как бы все хорошо…

А преступность, между тем, будет “плодиться и размножаться”, пока будет продолжаться нынешняя уголовная политика нашего с вами государства.

«Происходит страшная вещь, — пишет газета «Труд», — общество этих людей отвергает, в милиции и прокуратуре говорят, что кроме них есть еще масса проблем. Таким образом, мы сами как бы выталкиваем молодых людей в преступную среду, потому что им больше некуда податься. И мало кто задумывается, что почти каждый из нас в юности или детстве совершал то или иное противоправное действие. Но один избежал соприкосновения с законом. А другой — нет. Ведь в природе подростка (меньше у девочек, больше — у мальчиков) заложено желание вырваться за пределы дозволенного законом. Некоторые из-за этого и попадают за решетку. А уж там их учат другим «правилам игры».

Рассказывает настоятель Знаменского собора Нижегородской епархии отец Михаил:

По страшной статистике 10% из тридцати восьми миллионов, проживающих в нашей стране несовершеннолетних граждан, находится в экстремальных условиях, т.е. почти 4 миллиона. Из них более 150 тысяч в год попадает на скамью подсудимых, поскольку условия жизни им не оставляют ничего другого, как воровать и грабить. Около сорока тысяч находится в местах заключения. Воспитательных колоний в нашей стране — 64. Ежедневно в социальные приюты, в органы внутренних дел доставляется от семисот до полутора тысяч безнадзорных детей. И это тоже наш ответ на евангельское «Был болен, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне». И вновь под руками газета: «В минувшую среду из Москвы-реки в районе Лётной улицы милиционеры извлекли труп новорожденного ребенка женского пола с признаками насильственной смерти, с удавкой на шее». По какую руку от Господа окажутся эти матери-убийцы? Где окажутся те, кто делает аборты, кто растлевает детей, кто продает их в рабство, кто устраивает смертельные гладиаторские бои детей? Где будут те, кто продает самогон и наживается за счет спивающихся соседей, за счет ребячьих слез и кровавого пота надрывающихся в непосильном труде матерей? Какая участь ждет торговцев наркотиками и тех, кто втягивает в наркотическую бездну школьников? Что ответят Господу бездушные судьи, отправляющие малолеток в кипящий котел колонии? Как на току обмолачивают зерно, так в наше время идет обмолот людей — зерно отделяется от плевел, семена от мусора. Углубляется пропасть порока, усиливаются молитвы праведников. И если с одной стороны собирается стая хищников, с другой — люди готовы при любых обстоятельствах помогать, жертвовать и согревать.

Кара за наше равнодушие, нашу жестокость ждет нас не только на Страшном Суде. Наказание приходит уже сегодня. Российские тюрьмы и колонии стали источником распространения туберкулезной эпидемии на воле. Освободившиеся из мест лишения свободы, заражают окружающих неизлечимой формой этой болезни.

Тюрьма сегодня — это и «фабрика», как говорят социологи, маргинализации населения: каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране — бывший заключенный. Зачастую это человек, нуждающийся в помощи, неспособный устроить свою жизнь, стать опорой семьи. А это и приводит, в конце концов, к росту количества брошенных детей, детдомовцев, к случаям, когда женщина оказывается в таком отчаянном и беспамятном состоянии, что убивает своего ребенка.

Тратя порой последние силы для устройства собственного быта и собственного дома, мы, к сожалению, забываем, что не здоровье, не денежное довольствие и даже не благополучие детей — главная задача человеческой жизни. И Крестопоклонная неделя — прекрасный повод вспомнить об этом. Ведь Господь, взошедший ради нас с Крестом на Голгофу, говорит: «Душа — важнее всего! Все пройдет, все исчезнет. Деньги и сокровища станут прахом, а душа, самое важное и самое ценное на свете, будет жить вечно!»

А потому в Крестопоклонную неделю призывает церковь с особым усердием творить добро, приносить покаяние, прощать друг другу грехи. Поэтому на Руси посещались в эту неделю тюрьмы и каторги, чтобы напомнить узникам о спасительности страданий, чтобы они не унывали и не отчаивались, а использовали время заточения для того полного переосмысления своей жизни, да и грехов своих преступлений.

Как говорят, к Богу можно идти двумя путями. Один из них — отшельничество, уединение и молитва. Другой — служение ближнему своему, посильная помощь каждому нуждающемуся. Отец Михаил Резин, настоятель Знаменского собора, выбрал последнее. Хотя, признался он корреспонденту газеты «Труд», — сам более склонен к созерцанию, нежели к активной деятельности. Но пошел именно этой дорогой. И открыл в Ардатове реабилитационный центр для подростков. Центр существует в том числе и на пожертвования населения. Помощь поступает не от банкиров и владельцев заводов, газет, пароходов, а от тех, кто, может быть, и сам нуждается в материальной помощи. Они отправляют в Ардатов переводы по десять, по двадцать рублей. Присылают вещи или немного еды.

Отец Михаил:

Мы получаем много писем с самыми искренними словами и пожеланиями. Получаем крошечные переводы от вдов и пенсионеров, инвалидов, от детей и школьников. И это позволяет не только существовать нашему Центру реабилитации, но и развиваться, обрабатывать землю, выращивать плоды, разводить скот, давать возможность детям и подросткам работать и учиться, верить и сострадать. Дает возможность поддерживать малолетних узников в колонии. Жив русский народ! Жива душа православная, жива любовь, которая как смерть, и стрелы ее — стрелы огненные.

Я рассказал вам об этом для того, чтобы вы знали — ваша лепта в обустройство и поддержание сирот, бездомных, безнадзорных детей, малолетних узников в колониях — есть прямое исполнение евангельских заповедей. Дай вам Бог оказаться по правую руку Господа, в стаде его возлюбленных овец, в неизбежный день Его правосудия. Дай Бог вам сил нести крест по жизни, не унывая и не впадая в отчаяние.

Адрес, по которому вы можете выслать пожертвования и Пасхальные подарки для воспитанников Ардатовской колонии: 607300, Нижегородская область, г. Ардатов, Знаменский собор, Михаилу Семеновичу Резину.

И в заключение — старая притча. Один человек постоянно жаловался и скорбел о своей трудной жизни, молил Бога облегчить его ношу. Однажды явился ему ангел и повел за собой. И увидел человек множество крестов: маленькие, большие, деревянные, железные, богато украшенные и безыскусные. Когда человек осмотрелся, раздались слова: «Выбирай любой!». И выбрал пришедший самый маленький, легонький, в стороне лежащий, крестик. А тот же голос, голос Бога, ответил: «Это и был твой Крест. С которым ты пришел…»

Всем привет.

Радиопередача «Облака».