Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Главный нижегородский храм обретает былое величие и красоту
19:44, 26 апреля 2005

Главный нижегородский храм обретает былое величие и красоту

Главный нижегородский храм обретает былое величие и красоту, восхищавшую в прежние времена заезжих купцов и гостей города. Для проведения реставрационных работ епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий пригласил специалистов из Москвы и Владимира, имеющих большой опыт восстановления храмовых интерьеров.

Сложная кропотливая работа искусных мастеров не утихает даже во время церковных служб. Реставрация будет окончена к Пасхе. О том, как продвигается работа, наш корреспондент беседует с наместником Спасского кафедрального собора священником Андреем Кирилловым.

Отец Андрей, чем можно объяснить такую грандиозную реставрацию интерьера кафедрального собора, которую мы наблюдаем сегодня?

— Наш собор начал менять облик по инициативе владыки Георгия. Он имеет колоссальный опыт в области строительства и реставрации храмов. В Троице-Сергиевой лавре Владыка руководил Патриаршим архитектурно-реставрационным центром. А интересы некоторых наших храмов из-за отсутствия финансовых возможностей, а порою профессионального вкуса местных реставраторов, не всегда отвечают эстетическим требованиям.

С чего началась реставрация?

– Во-первых, иконостас нашего собора был восстановлен в том первоначальном виде, в каком он существовал до революции. Были найдены фотографии первого монферрановского иконостаса, и по ним был составлен эскиз. Резьбу и роспись иконостаса выполнили известные лаврские мастера в Сергиевом Посаде. Оставшиеся два иконостаса боковых приделов также будут меняться.

Все лепные украшения храма покрывают сусальным золотом. Обновляют настенные росписи. В соответствии с требованиями церковных канонов будут заново написаны все храмовые иконы. А старые, написанные в начале 90-х годов, мы, возможно, передадим другим храмам. Реставрация наших древних икон проходит в мастерских Москвы и Владимира.

– Почему реставраторы-иконописцы решили отойти от прежней голубой гаммы интерьера храма?

– Перед началом работ специалисты предприняли поиск цветовой гаммы: делали цветовые пробы на участках стены, меняли цвет стен и полуколонн. Наиболее удачным специалистам показалось сочетание золота с мрамором. Отделанные «под мрамор» полуколонны органично «вырастают» из мраморного же пола.

– Почему главным отделочным материалом специалисты выбрали золото?

– Богу надлежит отдавать все самое лучшее. Храм Божий должен быть великолепным. Строя и украшая храмы, мы тем самым выражаем свое почитание Бога. Издревле на Руси и во всем православном мире храмы делали из лучших материалов. Иконы, иконостасы и храмовые стены покрывали сусальным золотом, облачение вышивалось золотыми нитями, вся церковная утварь делалась с применением позолоты. Если взять историю благочестивых христиан на Руси, то мы видим, что они в жертву Богу всегда приносили все самое лучшее и дорогое.

– Знаменитый французский писатель и путешественник Теофил Готье, посетивший Нижний Новгород в 1861 году, сравнил внутреннее убранство собора с золотой печью. Ослепительное свечение исходило от иконостаса, золото которого разжигали «леса свечей» и «созвездия люстр».

– Мы тоже к этому стремимся. Иконостас уже полностью позолочен. К Пасхе поменяем три боковых паникадила. Кроме того, храм будет подсвечиваться галогенными лампами. Весь свет будет выведен на один пульт, с которого одновременно будут включаться паникадила и все бра: маленькие и большие. Будет очень красиво!
Беседовала Марина Курганова

 

 

 

 

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.