Суррогатов религиозной веры много. Это и пережитки язычества, и оккультизм, и вера в НЛО, и так называемые народные поверья… Несмотря на простоту звучания, народные поверья — те же суеверия — явление сложное, неоднозначное и не такое уж безобидное, как может показаться на первый взгляд. Самое горькое — что суеверия проникли и в ограду церковную. Существует целый пласт околоцерковных поверий. О них, как наиболее опасных, и поговорим.
Что мы понимаем под суеверием? Суеверие — вера всуе, суетная, тщетная, зряшная… Общий смысл этого явления — восстание ветхого греховного естества, сомнение в силе благодати Божией, ложное представление о ее неполноценности, ущербности. Впадая в суеверие, человек наделяет Бога человеческими недостатками. Господь, конечно, хочет спасти, но вдруг недоглядит? или обидится? или забудет?.. А ты уже объявил войну греховному ветхому естеству. Надо бы подстраховаться. И там, и тут. Но ведь с греховным прошлым христианин порывает разом: положив руку на рало, не оглядывается (см. Лк 9: 62) и целиком вверяет себя действию Божиего всемогущества — Промыслу Божию.
«Благоприятная» почва
Человек, только начинающий воцерковление, попадает в «околоцерковную» среду, в которой много людей, по слову апостола Павла, «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2 Тим 3: 7). Эта среда является благоприятной почвой для различных суеверий. И эта среда опасна, так как многие в ней, получив в сердце искорку живой веры, так и не пришли к полнокровной церковной жизни, а истощили дар первой призывающей благодати и запутались в этой тине. В том-то и опасность, что нередко эти «всегда учащиеся» сами начинают учить и других отбивают от Церкви.
Священник проповедует, учит, старается, но часть прихожан верят больше не ему, а, скажем, некой Марье Ивановне. «Ну и что, что батюшка так сказал. Он еще молодой. Не все знает. А Марья Ивановна 60 лет на клиросе поет». Всегда удивляет, как можно при внешне правильном душевном устроении, при несомненном личном благочестии иметь какие-то диссидентские замашки, держать «фигу» в кармане в адрес иерархии Церкви! Откуда это? Дело в том, что у наших соотечественников с языческих времен силен авторитет так называемых харизматических лидеров.
Русское язычество не имело профессионального жреческого сословия, и волю богов возвещали кудесники. Так и сейчас. Скажи нашим братьям и сестрам: «Вот так говорят Патриарх и Синод, а вот так говорят некие старцы». Кому они поверят?
Опасная доступность
Казалось бы, наиболее склонными к суевериям должны быть невоцерковленные люди. Но если человек достаточно научен, овладел определенным объемом полезной для православного верующего информации, застрахован ли он от суеверий? Нет, конечно. Дело не в рассудочном знании. Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. По-настоящему мы воцерковляемся всю жизнь.
В том, кто жив духовно, постоянно кипит нешуточная внутренняя борьба. Мы все находимся в дороге, на разных стадиях нашего долгого пути к Небу. И реальностью является борьба ветхого и нового начал. И пока ветхое еще живо, оно будет стремиться подкидывать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви.
Эти ответы приятнее, проще для человека, в какие-то моменты даже соблазнительны… В то время как духовное еще слишком «заумно», не каждому доступно. Никто не желает обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.
И мы цепляемся за них потому, что в нас мала наша вера. Настоящая религиозная вера — это вера, понимаемая как доверие и верность. Она предполагает не только признание Бога своим умом и не только доверие Ему своим сердцем, но и следование за Богом своей волей. Такая вера неизменно соединена с подлинной, чистой любовью, потому что истинная любовь немыслима без верности.
Добродетель любви носит жертвенный характер. Мы жертвуем своей греховной волей, отсекаем ее и греховные пожелания естества. Только такая вера, поспешествуемая любовью (см. Гал 5:6), становится основанием всей жизни христианина. Но она предполагает и внутренний труд над собой, борьбу со своими страстями. А в нас мало веры, мало любви…
Ревность не по разуму
Новоначальному христианину часто не хватает духа рассуждения, в нем еще не воспитан «духовный вкус». Ему непросто разобраться в околоцерковных суевериях. Особенно потому, что большинство из них внешне пропитаны повышенным благочестием — их можно легко принять за благочестивую традицию. На деле же все они оказываются «ревностью не по разуму». Как, например, требование не есть круглого в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и не брать в руки ножа. Некоторые причисляют к скоромным продуктам даже овощи, имеющие красные мякоть и сок (например, морковь) на том основании, что это напоминает кровь. Или все манипуляции со свечами: какой рукой, через какое плечо их передавать, как зажигать, — казалось бы, все исходит из желания сделать как можно лучше, правильнее. Вроде бы ничего плохого в том нет. Но эта ревность, поскольку она «не по разуму», накладывает на людей «бремена неудобоносимые», и все эти путы препятствуют идти к Богу.
Мы могли бы сколько угодно перечислять суеверия и заблуждения, порой комичные, наших ближних, но смешного тут мало, ибо суеверие ведет к безверию. Эти причуды и странности в конце концов уводят человека с пути спасения.
Как же помочь ближнему? Отставить всякие нотации, ибо не от недостатка знаний попал он в сети суеверий — его вера слаба от недостатка любви. Единственное, чем мы можем помочь, — поделиться своей любовью с ближним: по слову апостола Павла, «любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5:13–14).
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.