Редкое паломничество обходится без маленьких чудес, которые озаряют жизнь верующего человека. Недавнее путешествие инвалидов в Казань, состоявшееся 7 мая, не стало исключением. Божиим Промыслом мы попали в монастырь, который со дня основания почитает своим небесным помощником святого мученика Иоанна Казанского— нижегородца, взятого в плен во время одного из татарских набегов на Нижний Новгород. Отправляясь в столицу Татарстана, мы даже не подозревали, что с этим уникальным городом нас связывают особые духовные узы.
На рассвете мы прибыли в Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на берегу чистого живописного озера Волго-Камского заповедника. До Казани оставалось 25 километров.
У святых врат пробуждающейся обители нас встречает человек в монашеском облачении. Представляемся паломниками из Нижнего Новгорода.
—Паломники?— удивленно спрашивает раифский насельник.— К нам обычно приезжают туристы… Ну пойдемте, паломники, познакомлю вас с нашей обителью.
Эта многозначительная фраза сразу заставляет настроиться на более серьезный лад.
В Зилантовом монастыре
Из Раифа направляемся в Свято‑Успенский Зилантов монастырь, расположенный на Зилантовой горе в центре Казани. Покружив на автобусе вокруг Зилантовой горы, на которой вознесся белокаменный монастырский ансамбль, мы нашли наконец нужный поворот и оказались около уступа зеленеющей горы.
—Вас испытывал Господь,— объяснили нам позже сестры обители.— До этого года монастырь вообще не принимал паломников, вы одни из первых.
—Вы из Нижнего Новгорода?— интересуется встретившаяся на соборной площади монахиня.— Слышали вы что-нибудь про святого мученика Иоанна Казанского?
Мы отвечаем молчаливым недоумением.
—Это нижегородец, который стал первым мучеником Казани,— объясняет матушка.
Сестры Зилантова монастыря обрадовались нижегородцам: такая возможность выразить любовь к безвестному на своей родине святому!
«Верный среди неверных»
Из неспешной беседы выяснилось, что святой Иоанн был одним из наиболее чтимых в Казани святых. В 1592 году Казанский митрополит Гермоген, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, обратился к Патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен казанского мученика Иоанна русского из Нижнего Новгорода, который пострадал в плену у татар 24 января 1529 года, и крещеных татар Стефана и Петра, претерпевших смерть за веру от своих прежних единоверцев. Также святитель просил Патриарха установить 24 января (по ст. ст.) память казанских мучеников. Таким образом, именно ходатайством будущего Патриарха Гермогена началось общецерковное прославление первых казанских мучеников, среди которых был и нижегородец Иоанн.
В 2006 году по инициативе сестер Казанская духовная семинария издала книгу «Святой мученик Иоанн Казанский», куда вошли никогда ранее не издававшийся акафист и житие мученика Иоанна. Вот о чем повествует его жизнеописание.
В 1505 году, в один из татарских набегов, из Нижнего Новгорода вместе с другими пленниками был уведен в Казань богобоязненный и благочестивый юноша Иоанн. Он попал в услужение к родственнику хана по имени Алей-Шпур.
Несмотря на юные годы, Иоанн был хорошо наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он строго соблюдал посты, не любил праздности и все время проводил в трудах и молитвах. За необыкновенное трудолюбие хозяин сделал его своим личным слугой.
Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и терпеливо переносил неволю, несмотря на все насмешки, которыми осыпали его мусульмане. Уповая на милость Божию, он проводил ночи в молитве. Ценя Иоанна как прекрасного слугу, Алей-Шпур пожелал обратить его в мусульманство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. Ни ласки, ни угрозы не могли его поколебать. Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Мучения, которым подвергли его, чтобы заставить отречься от Христа, не достигли цели.
Видя бесполезность многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, разгневанный Алей-Шпур в 1529 году приказал умертвить верного слугу. Юноше связали руки ремнем и вывели за город на ближайшую гору. Там ему должны были отрубить голову. Истязая мученика, татары нанесли ему мечом множество ран, насквозь прокололи живот. Желая отсечь ему голову, удар нанесли неудачно и рассекли шею, от чего страдалец, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мертвым, возвратились в город.
В тот день стоял сильный мороз. Много часов Иоанн пролежал без чувств и поздним вечером очнулся. Желая прославить Своего мученика, Господь дал ему достаточно сил, чтобы подняться, причем руки его развязались сами собой, и он, осенив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского.
Придя к ним уже глубокой ночью, Иоанн рассказал о том, какие мучения он претерпел. Нанесенные ему раны были смертельны. Чувствуя близкую кончину, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Таин. Причастившись, остаток ночи он провел без сна в молитве и утром при восходе солнца предал душу в руки Божии. Дом, где находилось тело святого мученика Иоанна, наполнило благоухание.
Святая помощь и почитание
В Зилантовом монастыре благоговейно чтут святого Иоанна. Насельницы ни одно важное дело не начинают без молитвенного обращения к нему. До разрушения обители в Успенском храме находился чтимый образ святого, изображенного в полный рост. Во время разграбления обители он исчез. В 2005 году сестры восстановили список с той иконы, и сейчас он по-прежнему хранится в главном соборном храме монастыря.
Почитание Иоанна Казанского на Зилантовой горе не только дань исторической традиции (святой глубоко почитался на протяжении всех пяти веков существования обители), но и живая благодарность святому помощнику. Насельницы Зилантова монастыря рассказывают, что постоянно чувствуют духовную поддержку Иоанна Казанского. Имя святого постепенно становится все более известным: готовится к изданию иллюстрированное житие, художественному предприятию «Софрино» заказано серийное изготовление икон Иоанна Казанского.
В обители регулярно служатся молебны святому Иоанну. А 6 февраля, в день памяти казанского мученика, в монастыре непременно служится литургия архиерейским чином. Несмотря на то, что в тот же день отмечается также память всероссийски чтимой святой блаженной Ксении, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий всегда старается приехать в Зилантов монастырь.
Достоверно известно, что захоронен святой на Зилантовой горе— об этом свидетельствуют обменные грамоты Патриарха Гермогена и святителя Макария, где сказано, что Иоанн Казанский погребен на Старом русском кладбище, которое располагалось на Зилантовой горе.
Продолжатели подвига
Видимо, не только святому Иоанну, но и Зилантовому монастырю свыше был определен мученический венец. Основанная в 1552 году на месте захоронения воинов, павших при взятии Казани (на этом месте сейчас остров на реке Казанке с храмом-памятником), через семь лет обитель была перенесена на Зилантову гору— место погребения православных христиан. В годину большевистских гонений, в 1918 году, здесь пролили кровь десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом по ложному обвинению в обстреле красногвардейцев. На месте расстрела установлен поклонный крест с терновым венцом— символ мученической смерти насельников. Не случайно Зилантова обитель имеет статус поминального монастыря и ставится в один ряд с монастырями на Куликовом, Бородинском поле и Новодевичьим монастырем.
До революции в мужском Зилантовом монастыре служились панихиды по убиенным воинам. 15 октября, в день взятия Казани, насельники крестным ходом направлялись к братской могиле русских воинов. Сегодня сестры обители продолжают установленную их предшественниками традицию: они поминают воинов из дошедших до нашего времени поминальных списков— трижды на монашеском правиле и по пятницам за литургией на заупокойной ектении.
Мощи последних зилантовских мучеников, как и мощи святого Иоанна Казанского, пока находятся под спудом, однако монахини верят, что со временем Господь откроет их миру.
Несколько часов, проведенных в Зилантовом монастыре, пролетели незаметно: нас накормили обедом, провели по всем пяти храмам обители и даже благословили подняться на колокольню.
Монахини посетовали, что на своей родине— в Нижнем Новгороде— святой Иоанн неизвестен. Прощаясь с нами, матушки очень просили рассказать нижегородцам об их земляке и его мученическом подвиге. На молитвенную память каждому паломнику они подарили канон с житием святого Иоанна Казанского. Всю обратную дорогу нас не оставляла мысль: все-таки ненапрасным было наше паломничество, Казань породнила нас со святым Иоанном, еще одним молитвенником за Нижегородскую землю на небесах.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.