«Ведомости Нижегородской митрополии» продолжают публикацию статей о жизненном пути приснопамятного митрополита Николая (Кутепова), основанных на его дневниковых записях, беседах с близкими владыке по духу людьми и рассказах о них, на воспоминаниях архиереев, ставших его наставниками или деливших с нашим архипастырем тяготы и радости служения в непростые для Церкви годы.
Человек сложной судьбы
Летом 1946 года архиепископа Виталия (Введенского) на Тульской кафедре сменил архиепископ Антоний (Марценко) — человек, который заменил Николаю Кутепову отца, стал для него мудрым духовным наставником и способствовал формированию его личности. Будущий митрополит считал своего наставника одним из тех архиереев, которые, по его словам, «сыграли огромную роль» в его «человеческом и пастырском становлении».
В своем личном архиве владыка Николай бережно хранил все документы, связанные с архиепископом Антонием: рукописные проповеди, статьи, письма и множество фотографий, рассказывающих о тульском периоде своей жизни.
Архиепископ Антоний, в миру Александр Францевич Марценко, как говорил сам владыка Николай, «был человеком сложной судьбы». Он родился в 1887 году в Одессе, где и прожил первые 20 лет своей жизни. В 1910 году окончил Одесскую духовную семинарию, а затем, в 1914 м, — Санкт-Петербургскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. Как отмечается в «Православной энциклопедии», еще в период обучения в академии, в 1912 году, Александр Марценко принял монашество с именем Антоний. В 1914 году иеромонах Антоний уже служил в Урминской миссии в Персии, а затем стал насельником Глинской пустыни. В 1915 году его перевели в Ставрополь, где он приступил к исполнению обязанностей благочинного монастырей и начал преподавать в духовной семинарии.
Лихолетье революции и гражданской войны коренным образом изменило жизнь иеромонаха Антония (Марценко). Он оказался в военных частях Белой армии на юго-востоке России и выполнял функции полкового священника и благочинного кавалерийского корпуса. В 1919 году был возведен в сан архимандрита. А в следующем, 1920 м, году архимандрит Антоний был вынужден покинуть Россию и эмигрировал сначала в Сербию, а в 1922 году — в Польшу.
Служение в Польше затянулось на долгие и трудные 20 лет. Архимандрит Антоний был назначен настоятелем варшавского Александро-Невского кафедрального собора и председателем Варшавской духовной консистории. Затем, в том же году, стал администратором Виленской епархии, а в феврале 1923 года был назначен епископом Люблинским, викарием Варшавско-Холмской епархии.
В ноябре 1924 года епископ Антоний высказался в поддержку автокефалии Польской Православной Церкви, неканонически провозглашенной Константинопольским Патриархом, а затем, занимая другие епископские кафедры, принимал активное участие в церковной жизни, о чем свидетельствуют многочисленные фотодокументы, сохранившиеся в личном архиве митрополита Николая (Кутепова).
25 июня 1940 года епископ Антоний через покаяние воссоединился с Русской Православной Церковью и был назначен викарием Волынской епархии. В годы Второй мировой войны он мужественно нес бремя архипастырского служения на оккупированных территориях Западной Белоруссии и Украины. В частности, с августа 1941 по март 1944 года он занимал родную для него Одесско-Херсонскую кафедру. После окончания войны, по свидетельству «Православной энциклопедии», архиепископ Антоний был назначен сначала на Орловскую кафедру, а 19 июля 1946 года возглавил Тульскую кафедру.
Тульский архиерей
Отношения с тульскими властями у архиепископа Антония (Марценко) не сложились сразу. Архиерей, долгое время живший за границей, совершенно не знал реалий советской действительности. Непонимание и трудности возникали по самым разным вопросам, начиная от необходимости бесконечно согласовывать с уполномоченным решения по любому епархиальному вопросу и заканчивая препонами, которые по указанию властей ставились управляющему епархией в богослужебной и бытовой сфере.
В частности, как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», управление торговли Тульской области отказывалось продавать епархии муку для изготовления просфор как по фиксированным, так и по коммерческим ценам, а бензин для разъездов Преосвященного по епархии продавали только втридорога. Священнослужителям и мирянам во время крестных ходов на Пасху запрещались выходы за пределы церковной ограды, а на Крещение категорически возбранялось освящение вод в реках и озерах.
Кроме того, недоверие к новому тульскому архиепископу выражалось в тотальной слежке за ним. О любом его действии, слове, произнесенном даже в самом узком кругу, сразу докладывалось в следственные органы. Телефон преосвященного прослушивался, а среди верующих и духовенства периодически проводились опросы по поводу возможных жалоб на жизнь в СССР и неустройство повседневного быта, высказанных архиепископом.
Однако владыка Антоний был очень осторожным человеком. Уполномоченный докладывал вышестоящему начальству, что Преосвященный никогда не жаловался и всегда повторял, что он монах и ему много не нужно. Не хвалил жизнь за рубежом и не уставал благодарить областное начальство за малейшее внимание к своим нуждам.
В таких условиях к архиепископу Антонию (Марценко) пришел на службу фронтовик и студент 3 го курса Тульского механического института Николай Кутепов. И эта встреча полностью изменила дальнейшую жизнь будущего нижегородского владыки.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.