13 ноября состоялось пленарное заседание под председательством митрополита Георгия состоялось в актовом зале просветительского центра «Свято-Никольский». В его работе участвовали представители органов образования региона и города, сотрудники епархиальных отделов.
С приветственными словами к собравшимся обратились: руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, заместитель министра образования региона Елена Родионова, заместитель директора городского департамента образования Нижнего Новгорода Стелла Сидоркина. Елена Родионова и Стелла Сидоркина отметили, что нынешняя конференция — продолжение необходимого и непрерывного процесса объединения усилий педагогического корпуса светских и церковных учебных заведений ради благой цели: сохранения традиционных российских ценностей. Без этого невозможно воспитать подлинного гражданина, который должен иметь целостное представление о стране и мире, в котором он живет. Елена Родионова привела в качестве примера фильм «Русская Смута: история болезни», который демонстрировался в День народного единства на телеканале «Россия»: «Консолидация всех здоровых сил общества— вот что нужно нам сейчас. В тяжелые времена Смуты Патриарх Гермоген призвал народ встать за дом Пресвятой Богородицы, и его призыв был подхвачен. Сегодня нам надо также объединяться вокруг традиционных ценностей».
С особым вниманием слушали педагоги выступление митрополита Георгия. Его Высокопреосвященство остановился на наиболее острых темах, волнующих сегодня учительское сообщество. По словам правящего архиерея, центральной фигурой должен стать ребенок, молодой человек. А учителю, человеку взрослому, самому необходимо меняться внутренне к лучшему. «Мы пытаемся научить наших детей тому, чего сами часто не имеем в своем сердце. А дети все очень чутко понимают. Если мы хотим изменить этот мир, мы должны сами измениться»,— сказал митрополит Георгий.
«Это на сегодня наиважнейшая установка, — сказал архипастырь. — Мы можем строить школы, писать книги, проводить конференции и многое-многое другое, но, согласитесь, мы с вами далеки от совершенства. Это касается и школы, и университета, и детского сада. Это касается и храма. У нас у всех есть возможности для совершенствования, для нравственного роста. Почему же при всем нашем видимом стремлении к лучшему дети вырастают не такими, какими мы их хотим видеть? Одна из серьезнейших причин— незнание своих традиций. Без знания духовной составляющей российской истории невозможно ни понять современное общество, ни строить будущее. Ведь до сих пор нет понимания и ощущения: кто мы такие, для чего мы живем? Что двигало нашими предками при освоении Урала, Сибири, Камчатки? Что, разве было мало земли? Совершенно ясно, что люди горели духом служения. А если посмотреть на наш сегодняшний социум, то из-за насаждаемого чуждого нам духа потребления общество не живет, а существует. Мы сегодня прожигаем все то, что нам дали предки, не заботясь о будущих поколениях. И как результат этого— в стране умирает людей больше, чем рождается. Общество парализовано, оно уже не воспроизводит само себя. Это называется— системный кризис».
Говорить на одном языке
С докладом о поиске максимально эффективного решения проблем в деле возрождения и сохранения традиционных ценностей Отечества обратился к присутствующим протоиерей Евгений Худин.
В своем докладе священнослужитель отметил, что епархиальный отдел образования ведет свою работу в соответствии с выбранной стратегией, которая осуществляется с 2005 года. За это время в Нижегородской области сложилась модель взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания, включающая дошкольное, общее (как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях) и высшее образование, а также подготовку и переподготовку кадров. Созданы нормативная база и правовое пространство взаимодействия; идет отработка механизма реализации взаимодействия в виде координационных советов; совместно разрабатываются межведомственные целевые программы, реализуются совместные проекты. В настоящий момент, когда между Нижегородской епархией и министерством образования области достигнуто согласие в организационных формах, пришло время договориться об общей терминологии, целях работы.
«Стремясь к одной цели, мы порой выбираем разные пути решения и используем разный понятийный аппарат. Причем, говоря на одном и том же языке, вкладываем отличный смысл в одни и те же понятия,— отметил отец Евгений. — В итоге сотрудничество становится формальным, не решает стратегической задачи».
Докладчик напомнил об одной из базисных ценностей, принятых на XV Всемирном русском народном Соборе— о солидарности. «Мы должны перед лицом нашего общего будущего осознать, что люди, стоящие в наших храмах и причащающие детей Тайнам Христовым, — это те же люди, которые ведут тех же детей в муниципальную школу.
Важно осознать, что ситуация разделения учащихся православных гимназий и общеобразовательных школ на „ваших» и „наших» детей — абсурдна. Понять, что никакие договоры не станут панацеей в случае отсутствия общих целей. Понять, что „дом, разделившийся в себе, не устоит» (Мк 3: 24–25)».
Живая миссия
Руководитель епархиального отдела призвал преодолеть разделение и действовать, уйти от формальной работы к живой миссии, объединить личные цели и цели общие, проявляя волю к активной работе над сохранением традиционных ценностей Отечества. «Убежден, — подчеркнул отец Евгений, — что русская традиция в состоянии ответить на вызовы XXI столетия, так как она в своих основаниях глубоко современна, сохраняя связь с единственной по духовной глубине всечеловеческой традицией— апостольским христианством. В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают— а это происходит, если они укореняются в одной ценностной основе, — личность возрастает полноценной».
Завершая доклад, отец Евгений озвучил предложение принять тему конференции «Возрождение и сохранение традиционных ценностей Отечества» в качестве методической темы на следующие три года работы. Отделом образования и катехизации Нижегородской епархии были предложены совместная разработка Программы возрождения традиционных ценностей на территории Нижегородской области, а также объединение всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности, СМИ — как епархиальных, так и светских, — всех, кому не безразлично будущее нашей страны, нашей веры, наших детей.
По окончании пленарного заседания правящий архиерей наградил благодарственными письмами и грамотами представителей администраций муниципальных районов и органов управления образованием в муниципальных районах области за создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также лучших педагогов Нижнего Новгорода и Нижегородской области и победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.