В Благовещенском мужском монастыре идет своим ходом строгая монашеская жизнь. Вместе с тем обитель не закрыта от посетителей, радушно принимает многочисленных прихожан и паломников, различные экскурсионные группы, в том числе иностранные делегации. Важная составляющая внутренней жизни — миссионерско-просветительская и хозяйственная деятельность, которую ведут не только братия обители, но и миряне.
Благовещенские иконописцы
Иконописная мастерская появилась в монастыре практически с первых дней его возрождения. По словам ее руководителя — заслуженного художника России Александра Корнилова, первой и главной задачей иконописцев стала роспись иконостаса Благовещенского собора, над которым восемь лет трудилась целая группа известных в городе художников.
— Четыре иконы первого ряда, — рассказывает Александр Иванович, — были заказаны в Троице-Сергиевой лавре, в мастерской моего учителя Владимира Ермилова. Это одна из лучших школ в России. Большая часть образов иконостаса написана в Благовещенском монастыре мною и моими учениками.
Сейчас в здании, где находится иконописная мастерская, полным ходом идут ремонтные работы. На втором этаже реставрируется Успенская церковь, а на первом скоро будет единственный в городе храм в честь основателя монастыря и Нижнего Новгорода — благоверного великого князя Георгия Всеволодовича. Так что для монастырских художников снова наступит горячая пора.
Искусные мастерицы
Швейная мастерская при ризнице Благовещенского мужского монастыря была организована в 2004 году для пошива священнических облачений. Здесь шьют иерейское и диаконское облачения, монашеские мантии, параманы, скуфьи, клобуки, комплекты покровцов, закладки в Евангелие. Искусные мастерицы вышивают не только необходимые элементы к облачениям, но и иконы.
— Наша мастерская начиналась с 4–5 мастеров, — рассказывает ее бессменный руководитель Нина Голубева. — Постепенно к нам приходили люди, имеющие навык к шитью и желающие поработать Богу. Многим у нас пришлось по душе, и они до сих пор с нами сотрудничают, шьют дома или приходят сюда, когда есть время.
В монастырской мастерской особый благостный настрой. Большинство из работающих имеют специальности далекие от швейного дела. Есть учителя, юристы, экономисты, даже авиатор и металлург. Но, как рассказал благочинный обители отец Антоний (Перов), за каждого сотрудника здесь молится братия, и, наверное, поэтому работа швей такая слаженная, а изделия — легкие и возвышенные, как того и требует церковное послушание.
Монастырский интерьер
В просторной столярной мастерской, пахнущей свежеструганным деревом, работают два мастера: Николай Малюков и его помощник Виктор Боряков. Столярное послушание весьма обширно и включает, по словам мастеров, «все, кроме тока».
В ведении мастерской — реставрация и починка икон, изготовление и подгон мебели, дверей, аналоев и многое другое. Когда-то Николай Александрович работал дизайнером судов на подводных крыльях и считает, что без творческого начала в его церковном послушании не обойтись. Даже, казалось бы, незначительные детали интерьера требуют предварительного эскиза, а затем обсуждаются с наместником монастыря архимандритом Александром (Лукиным). Да и как по-другому, если речь идет об устроении обители Пресвятой Богородицы.
Свечное послушание
С самого начала возрождения монастыря насельники освоили необходимое для жизни обители свечное производство, которое располагается в небольшом подвальчике под церковной лавкой. Изготовлением свечей занимаются монахи: отец Владимир (Бурмистров) и отец Мстислав (Меньшиков). Приглушенный свет лампы освещает стол с готовой продукцией, блестящие от воска руки братий и простенький станок, на котором, собственно, и режутся эти свечки. Вот, собственно, и все свечное производство… Но прихожанам, которые захотят купить их в церковной лавке, наверное, вдвойне приятно будет узнать, что изготовил их свечу не безликий конвейер.
20 лет в церковной лавке
Паломникам, приезжающим в монастырь, никак не миновать церковной лавки, расположенной под сенью Благовещенского собора. Кроме видео— и аудиопродукции об обители, записей монастырского хора здесь имеется большой ассортимент церковной литературы, утвари, дисков с фильмами и церковным пением.
Однако назначение лавки — не просто продажа того или иного товара. Именно поэтому 20 лет назад настоятель монастыря, тогда еще иеромонах Кирилл (Покровский), пригласил сюда работать катехизатора Зою Кунакбатову.
— В то время я только что окончила катехизаторские курсы, где преподавал отец Кирилл, — вспоминает она. — И вот уже 20 лет служу Богу — прежде всего тем, что стараюсь утешать, скрашивать искушения тех, кто сюда приходит испросить помощи в скорбях, поставить свечку. И если человек, поговорив со мной, уходит умиротворенным, чувствую, что сделала что-то полезное. А усталости нет, потому что вокруг — благодать Божия.
Трудно, да и, наверное, невозможно на одной газетной странице рассказать обо всех тружениках монастыря. Каждый из них вносит свой неоценимый вклад в домостроение обители, на каком бы месте он ни находился: в трапезной, в просфорном цехе или на тяжелых строительных работах.
Если кто приедет в Благовещенский монастырь впервые, то, возможно, не удивится благолепию трех действующих храмов: Алексеевской, Сергиевской церквей и Благовещенского собора, а скоро восстанет и четвертая церковь — Успенская.
Людмила Крапивина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.