За окном снежок, белы деревенские улицы. Вот там, за домами, красавица Ветлуга ледяное платье примерила. А в доме — от елки сказочный дух. В стеклянных шарах отражаются нарядный стол, пламя свечей, счастливые детские лица. Рождество! Так уж повелось, что в Рождественскую ночь вся семья Кропотовых собирается за столом. Среди прочего угощения непременно бывает хлеб домашний. Не просто дома, в русской печке испеченный, а на собственном огороде выращенный, своими руками обмолоченный и в кофемолке в муку смолотый.
— Из года в год так, — говорит Светлана Кропотова. — А вот нынче пирогами только обойдемся. Пшеницу посеяли, и сноп я приготовила, зерна собрались выбирать — глядь, а у меня мыши все их повытаскали. Жаль, мы так старались — осенью хлеб серпом сняли, я даже у одного мужичка старинные жернова нашла, чтоб не в кофемолке молоть. Но… Всем кушать хочется. Ничего, в следующем году каравай испечем.
Прочь от цивилизации
Но сначала давайте познакомимся с семейством Кропотовых, что живет в Воскресенском районе, на берегу Ветлуги реки. Анатолий — глава семейства, дельный и молчаливый. Жена его — Светлана, жизнерадостная и жизнелюбивая. Дети — девятиклассница Ирина и второклассник Матвей. Сережа, старший сын, студент, будущий юрист, из Йошкар-Олы приезжает на праздники.
За рождественской трапезой иной раз так воспоминания нахлынут на Светлану и Анатолия… Как бегали деревенскими ребятишками по зеленым лугам, как поженились в родном поселке в Кировской области. Как потом в большой город Йошкар-Олу переехали. Там Света хорошую должность занимала в Институте развития образования Республики Марий Эл. Как предложили ей стать заместителем ректора… А Света, вместо того чтобы принять предложение, бросила все и с мужем да двумя старшими детьми на далеком, заброшенном хуторе в Кировской области обосновалась. Здесь когда-то жили предки Анатолия, бежавшие от властей старообрядцы, потом их потомки.
Таким вот неоднозначным способом Кропотовы преодолели наметившийся в семье разлад и внутреннее неустройство, связанное с тоской по сельской жизни. Жили на хуторе практически натуральным хозяйством, старшего сына каждое утро забирал школьный автобус и вез в ближайшее село. Дочке Ирине было пять лет. Сюда же, на хутор, где никто кроме Кропотовых не жил, приехал восемь лет назад и новорожденный Матвейка. Он появился на свет в городе, в больнице. Но туда Светлана ездила только однажды — рожать. Во время беременности здоровье свое и ребенка доверила Богу, и разрешилась благополучно.
— Как хорошо там было, на хуторе… — вспоминает Светлана. — Я тогда поняла, что на земле вообще без денег прожить можно. Грибы, ягоды… Летом в лес идем гулять — ведро черники, ведро малины несем. Помню, волнушек за два дня сорок ведер насолили. Курочек завели — вот и яйца, и мясо. Я хлеб научилась печь.
Два года так прожили. А восемь лет назад перебрались в село Богородское Воскресенского района.
Добро пожаловать в деревню!
— У меня здесь каждый день — как сон сказочный, — Света отдергивает занавеску. — За окном пейзаж все разный. Не окна соседних многоэтажек, а красота! Избы, деревья, неба сколько! Нет, жизнь в городе деревенскую не заменит. Своим хозяйством живем, продукты без химии, вода из колодца. Две козочки у нас, пчелы. В огороде не только картошка и морковка родится — виноград растет, арбузы! Все больше пустеют сейчас деревни, а я бы хотела, чтобы люди в село вернулись. Чтоб больше детских голосов на улицах раздавалось, чтобы и петухи кричали.
Работа — вот какая проблема у сельских жителей. Я сама — экскурсовод в Воскресенском краеведческом музее, муж — водитель. Кто желает — работу находит. А почему мы с хутора уехали? Просто поняли, что без других людей жить нельзя. Особенно детям. Это — тупик.
Мне сложно представить, как такая общительная, яркая Светлана долго жила в уединении. Ведь и она, и дети ведут активный образ жизни, участвуют в разных конкурсах. Несколько лет назад Кропотовы признаны лучшей многодетной семьей Нижегородской области. Ирина и Матвей учатся в местной школе, отличники. Ирина стремится к медали, и я думаю, у нее все получится.
Поспели пироги. Достает Светлана из печи широкую сковороду. А на ней — красота какая, и пахнет вкусно!
— Печка — это же чудо какое-то, — говорит Света, — душа дома. Придешь с мороза, натопишь ее — такая благодать!
Чтобы как можно больше людей узнали, какая замечательная пища из русской печки и вода из деревенского колодца, как необыкновенно хрустит снег под ногами морозным вечером и какого цвета рассвет за околицей, Кропотовы придумали вот что. Взяли они несколько гектаров земли, недалеко от Богородского, на речке Смородинке, и думают создать здесь фольклорную усадьбу — своеобразную базу отдыха в старинном русском стиле.
Мудрость в вере
— Рождество — это елка красивая, снеговики на улице… А еще подарки, — объясняет Матвей.
Для детей Рождественская ночь, праздничная служба — особенное, ни с чем не сравнимое время.
— Я в подарок хочу коня. Живого. И папа с мамой сказали, что мы когда-нибудь купим жеребеночка, а он потом вырастет добрым конем.
— Рождество — это семейный праздник, только семейный, — убеждена Ирина Кропотова. — Это свечи, мама с гитарой, какая-то тайна…
Гитару Светлана берет в руки часто. Она не только поет, но и сама сочиняет песни, детские и взрослые. Вместе с подругой Светланой Архиповой, супругой священника из села Глухова, педагогом Воскресенской детской музыкальной школы, они выпустили два альбома детских песен. Согласитесь, в наше время это явление довольно редкое, специально для детей мало кто пишет. Произведения подруг звучат в детсадах и школах района. «России милой посвящаю» — так называется недавно увидевший свет стихотворный сборник Светланы Кропотовой. А еще она дает концерты на базах отдыха, находящихся в округе. Выступления пользуются успехом. В репертуаре много песен и духовного содержания.
«Ангел мой хранитель, ты всегда со мною, — Светлана перебирает струны, голос звонкий и трогательный. — Дай мне с Богом жизнь прожить да с чистою душою…»
— Я ведь с верой всю жизнь, но в юности относилась к ней как к сказке красивой, — говорит Света, закончив песню. — У моей бабушки вера была очень глубокая. И это придавало такую внутреннюю силу, бесстрашие и спокойствие! Она вообще ничего не боялась. Войну пережила, муж на фронте погиб. А она была с ним венчана, всю жизнь ждала, надеялась. Прожила 90 лет, и перед смертью просила похоронить ее в рубашке, в которой венчалась. Ведь всю жизнь хранила!
Когда не стало бабушки, Бог послал другого наставника в вере. В очень непростой период жизни Света отправилась в командировку. Попутчиком оказался пожилой бородатый мужчина. Сидя напротив него в поезде, Светлана думала: «Наверное, в церкви служит». Она всегда осторожно относилась к случайным знакомым, а тут — все ему и выложила, все, что было у нее на душе… Он действительно служил при церкви. Виктор Иванович, так звали этого человека, стал частым гостем в квартире Кропотовых в Йошкар-Оле.
— Он мне все толковал-толковал о вере-то, — Светлана задумывается, — и открылись у меня глаза на многие вещи. Я поняла, что все, о чем говорила когда-то бабушка, не сказка — истина. Например, что гордыня — это такой страшный грех! Что без любви к людям все твои знания и весь твой кругозор — ничто. Когда мы уже здесь жили, был у меня тяжелый, затяжной конфликт с одной женщиной. И до того коса на камень нашла, что понятно стало: если дальше углубляться в эту взаимную нелюбовь, хорошим дело не кончится. А как я могла что-то изменить? Только любовью. Мы были в жутких отношениях, но кто-то должен был уступить, подставить вторую щеку. Прийти к ней и бухнуться в ноги мне было неимоверно трудно. Но зато потом — как гора с плеч свалилась. Нет, мудрость — она в смирении. В любви, в надежде, в вере.
…Пройдет совсем немного времени, снова прозвучит песня, и взойдет звезда. Наступит Рождество Христово. В доме Кропотовых, во всем селе Богородском, на всей земле… Настанет праздник Любви и Надежды. И может, кто-то именно в эту ночь поймет, в чем она, мудрость жизни. И сердце человеческое отворится навстречу Рождеству, этой тихой радости, этой вселенской тайне. И действительно, заиграет, будто свет в нем зажжется.
Надежда Муравьева
Фото Алексея Козориза
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.