В жизни каждого человека однажды случается первое серьезное испытание, связанное с большой ответственностью. Для приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), посвятившего жизнь служению Церкви Христовой и возглавлявшего нашу кафедру с 1977 по 2001 годы, таким испытанием стала его поездка в Соединенные Штаты Америки в феврале-марте 1963 года.
Официальный визит
В отношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом были очень разные времена. Случались периоды взаимного отчуждения и агрессии, но были и такие годы, когда люди по обе стороны океана живо интересовались жизнью друг друга, хотели общаться и делиться самым дорогим, что у них было, — теплотой сердца, своей верой. В один из таких периодов и состоялась эта удивительная поездка.
Бывший тогда епископом Мукачевским и Ужгородским, владыка Николай (Кутепов), лишь недавно, в сентябре 1961 года, начавший свое архипастырское служение Матери Церкви, был включен в состав делегации из восемнадцати представителей Церквей Советского Союза. В этом списке оказались клирики Русской и Грузинской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви, члены прибалтийских лютеранских (Латвия, Эстония) и баптистских протестантских общин.
Делегацию Русской Православной Церкви, как и всю группу в целом, возглавлял управляющий делами Московской патриархии митрополит Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В США делегация пребывала более трех недель — с 26 февраля по 20 марта 1963 года. Это было очень насыщенное время. Как напишет потом в своем отчете в «Журнале Московской патриархии» протоиерей Всеволод Шпиллер, члены делегации «находились во власти динамичной программы» и «были заняты буквально ежеминутно, подряд по десять, двенадцать и более часов».
Предусмотрены были и официальные мероприятия и встречи, и возможность неформального общения с простыми людьми, с американскими верующими, зачастую далекими от какой-либо сиюминутной политической конъюнктуры. Советская делегация посетила 15 американских штатов во всех частях страны: Колорадо, Калифорнию, Миннесоту, Техас, Айову, Индиану, Иллинойс, Огайо, Джорджию и другие. Побывали гости из СССР в самых известных городах Соединенных Штатов — в Бостоне, Атланте, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Вашингтоне.
Как отмечается в официальном коммюнике по итогам визита, «достижения цели обоюдного понимания», что было так необходимо народам обеих стран в то время, искали разными путями. «Делегация присутствовала за богослужениями в местных храмах протестантского, православного и армянского вероисповеданий. Посланники СССР говорили с кафедр и имели возможность наблюдать простых американцев при обычном богослужении, в то время как последние могли совершать богослужение вместе с представителями христиан из Советского Союза».
И «Добро пожаловать!», и «Красные, езжайте домой!»
На протяжении всей поездки по Америке владыка Николай (Кутепов) был в числе самых желанных гостей в каждой общине, много и живо разговаривал с людьми и отвечал на многочисленные вопросы американских христиан, особенно в те дни, когда делегация разделилась на четыре части и группа во главе с нижегородским архипастырем отправилась в штаты бывшего рабовладельческого Юга — Техас (город Остин) и Джорджию (город Атланта).
Американская общественность и пресса очень пристально следили за каждым шагом гостей из СССР. Как отмечает протоиерей Всеволод Шпиллер, 2 марта 1963 года в Остине, столице штата Техас, «группу делегации встречало на аэродроме не меньше трехсот студентов с плакатами, на которых было написано «Добро пожаловать!» и «Здравствуйте!».
На следующий день русские гости посетили частный колледж Епископальной церкви, подготавливающий молодых людей к поступлению в университеты, баптистский и лютеранский приходы, Техасский университет и Негритянский университет Техаса. В те времена, несмотря на отмену в 1954 году в США раздельного обучения белых и негров, этот принцип еще не всегда соблюдался на практике.
Знакомство с учебными заведениями столицы штата Техас было для владыки Николая интересным, но очень беглым, что, однако, не помешало гостям из России «почувствовать благожелательность большинства молодежи и популярность идеи мирного сосуществования наших стран, несмотря на все, что делается США, чтобы помешать этому».
Встреча в Джорджии оказалась менее приятной — в аэропорту Атланты 6 марта 1963 года русских священнослужителей встретили многочисленные пикетчики с плакатами оскорбительного содержания типа «Красные (вариант — коммунисты), езжайте домой!», «Южное гостеприимство отвергает хрущевских агентов» или «Они пришли с христианской кровью, капающей с их рук!».
Как отмечала в эти дни газета Atlanta Journal Religious News, пикетирование продолжалось по пути всего следования русских групп не только в Атланте, но и в Принстоне, куда отправилась группа во главе с митрополитом Никодимом, и в других городах. Многие телеканалы и радиостанции говорили о гостях из СССР исключительно как о вражеских коммунистических агентах. Это, однако, не помешало владыке Николаю и членам группы за три дня пребывания в Атланте посетить христианские общины города и встретить со стороны простых американских верующих очень теплый и радушный прием.
На одной из таких встреч, как пишет Atlanta Journal Religious News, состоялся непростой разговор о положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Сначала прозвучал вопрос о религиозной свободе, на что владыка Николай ответил, что «у нас верующие могут свободно проводить религиозные службы, приходить в церковь молиться Богу, креститься, причащаться и совершать любые другие церковные таинства». «Вместе с тем, — добавил архипастырь, — верующие являются гражданами своей страны и подчиняются законам своей страны». На вопрос о положении Церкви в СССР архиерей отвечал, что оно «довольно стабильное, однако в СССР невозможно быть членом Коммунистической партии для тех, кто является членом Церкви».
По завершении отдельных поездок группами делегация воссоединилась 13 марта и посетила главные исторические центры США — Филадельфию, Вашингтон и, наконец, Нью-Йорк, где в течение последней недели пребывания в Соединенных Штатах у членов делегации состоялось максимальное количество встреч, о чем подробно рассказывает в своем докладе в «Журнале Московской патриархии» протоиерей Всеволод Шпиллер.
Первая заграничная поездка стала для неопытного еще архипастыря, но уже умудренного жизненным опытом человека епископа Николая возможностью увидеть мир совершенно иначе, нежели его представляли внутри СССР. Он смог понять, что искренность, вера и желание всегда находить общий язык — общечеловеческая ценность. И это знание позволило начинающему архиерею в его высоком церковном и общественном служении всегда оставаться на высоте Евангельского слова и в то же время понимания нужд каждого простого верующего человека.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.