В этом году наш регион отметил 300-летний юбилей. 6 февраля 1714 года императором Петром I был подписан указ об учреждении Нижегородской губернии. Возможно, на жизнь простых обывателей это событие и не оказало сколько-нибудь заметного влияния, но для Нижегородчины в целом оно стало исторически весомым. Изменилась ее система управления, а в словарном обиходе появились новые, доселе неслыханные европейские термины — «губернатор», «ландраты», «комиссары»… Наконец, в губернском центре была создана первая в истории России духовная семинария, давшая стране выдающихся церковных пастырей, ученых-богословов и просветителей.
Мы предлагаем читателям серию публикаций, посвященных юбилею нашего региона. А начнем с самого начала — рассказа о Нижегородской губернии петровской эпохи.
Второе рождение
Император Петр I, известный как государственный деятель-реформатор, большое внимание уделял вопросу административно-государственного устройства страны, на тысячи верст раскинувшейся с запада на восток и с севера на юг. Как эффективно управлять такой огромной территорией? Казалось бы, выход был найден: в 1708 году в России были созданы новые административные единицы — губернии, их вначале насчитывалось восемь. Однако огромные по своей площади, они плохо управлялись из-за слабой связи губернских центров с отдаленными окраинами и несовершенными средствами сообщения. И вот к 1714 году было решено выделить из самой большой Казанской губернии губернию Нижегородскую. Об этом по велению Петра Великого был издан указ, подписанный четырьмя сенатора ми 26 января по старому стилю (6 февраля по-новому). Указ формулировался лаконично, но четко: «Нижегородской губернии быть особо», подчеркивая ее обособленность от губернии Казанской. В состав губернии вошли Нижний Новгород и другие крупные города, расположенные в междуречье Оки и Волги: Арзамас, Балахна, Василь (современный Васильсурск), Алатырь, Гороховец, Муром, Юрьевец, Ядрин. Интересно, что в основе создания губерний был принцип военного деления территории государства, чтобы расписать за ними определенные полки и давать средства на содержание служилых людей.
Но процесс реформирования системы управления в стране проходил методом «проб и ошибок». В 1717 году Нижегородская губерния была упразднена, ее территории вновь вернулись в Казанскую губернию, но уже через два года — 29 мая 1719 года — Петр I своим указом восстановил самостоятельность Нижегородской губернии. Теперь она делилась на 3 провинции: Нижегородскую, Арзамасскую и Алатырскую, имела в составе 9 городов и простиралась с севера на юг на 250 верст.
Ландрихтеры и ландраты
С учреждением Нижегородской губернии в языке нижегородцев стали появляться невиданные ранее слова, включавшие наименование должностей. Возглавлял губернию губернатор, поставленный под верховный надзор Сената и фактически контролировавшийся непосредственно государем. Любопытный факт: на первых порах нижегородские губернаторы имели приставку «вице», что говорило о небольших размерах губернии.
Губернатор управлял регионом с помощью советников — ландратов (их у него было от 8 до 12), избиравшихся местным дворянством. При губернаторе также состояли ландрихтеры (для суда по земельным делам), обер-коменданты и коменданты (по делам военным). Таким образом, в руках губернатора сосредоточивалась не только гражданская, но и военная власть. Сама же губерния была поделена на провинции, во главе которых стояли земские комиссары. Но эта терминология, заимствованная из недавно присоединенных к России прибалтийских земель, в глубинке приживалась плохо: провинции по-прежнему именовались уездами, земские комиссары — воеводами.
Стройка на каждом шагу
Преобразования в делении территории и органах власти повлекли за собой перемену и в облике губернского центра. Особенно преобразился кремль. На месте бывшего воеводского двора вдоль кромки Часовой горы был выстроен деревянный дворец губернатора. В центре кремлевской площади появилось здание губернской канцелярии. Рядом расположились надворный суд, камерирская контора (ведавшая финансовыми дела ми), крепостная контора (с функциями современной нотариальной палаты). На Нижнем базаре (теперь улица Кожевенная) выделялось новое громадное кирпичное здание магистрата.
Время учреждения Нижегородской губернии отмечено масштабным возведением православных храмов. За первую четверть XVIII века в Нижнем Новгороде было построено 10 каменных церквей, в том числе Успенская на Ильинской горе и Рождественская — на территории городской усадьбы Строгановых. Силуэты каменных домов, высоких пятиглавых храмов и многоярусных церквей изменили облик города.
Первая духовная семинария
Большой прорыв в Нижегородской губернии в петровское время был сделан в образовании, которое в то время боль шей своей частью держалось на Православной Церкви. В 1718 году в Нижнем Новгороде, в кремле, на подворье Вознесенского Печерского монастыря, открылась цифирная школа, где могли учиться все независимо от сословия.
В 1721 году для детей духовенства, одновременно с петербургской, открылась архиерейская школа, когда таких учебных заведений еще нигде не было. В течение трех лет преподаватели — священники и монахи — учили детей письму, чтению, цифири и, конечно, церковным службам. Организовал школу нижегородский епископ Питирим, очень образованный для своего времени чело век. В его библиотеке кроме церковных были книги по географии и философии. Уже в 1738-м, в год смерти святителя, вышел указ о преобразовании архиерейской школы в семинарию.
Нельзя не упомянуть о еще одном, можно сказать знаковом, событии, случившемся в петровское время существования нашей губернии. О нем говорит генеральный директор фонда «Нижегородский кремль», известный нижегородский художник, Сергей Малиновский.
— Весной 1722 года царь Петр отправился в персидский поход. Нижний Новгород стал местом сбора русских войск и их погрузки на суда. 30 мая 1722 года, в день своего пятидесятилетия, государь посетил могилу Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля, поклонился до земли и сказал: «Вот истинный спаситель Отечества!» В Нижнем Новгороде состоялся акт национального единства — правитель России поклонился народу! Царь реформатор стал первым руководителем государства, который публично отметил особую роль нижегородцев в спасении страны и положил начало всенародному почитанию памяти гражданина Минина. Эта хорошая традиция, заведенная учредителем губернии Петром Великим — чтить на государственном уровне память Минина как народного героя, — дала мощный импульс возвышению патриотического духа нижегородцев. Все последующие государи следовали ей. Появлялись проекты памятников и обелисков Минину, воплощенные в жизнь и оставшиеся на бумаге. Но даже в атеистические годы, когда отрицались многие заслуги дореволюционной истории России, имя Минина жило в сердцах людей.
Подготовил Игорь Чистяков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.