С той поры, как было изобретено пугало современного манипулирования сознанием и отдельных лиц, и миллионов — так называемые права человека, — Церковь стала постоянно подвергаться обвинениям, что она лишает кого-то в чем-то каких-то прав. Персоны обиженных и оскорбленных меняются как по волшебству. Чаще же всех звучат обвинения в унижении женской половины человечества. Посмотрим же глазами Церкви на женщину, оценим, какое место ей там отведено.
Слово Божие учит нас, что человек — как мужчина, так и женщина — сотворены по образу и подобию Божию. По мысли святых отцов, женщина, как и мужчина, изначально носит в своей природе этот великий образ и это удивительное подобие. «Женщина сотворена так же человеком и имела тот же образ Божий», — говорит блаженный Августин. Все люди — и мужчины и женщины — рождаются по одному образу и подобию. Имя «Человек» Бог нарекает им обоим.
Итак, по мысли Священного Писания и взгляду отцов Церкви, мужчина и женщина качественно равны между собой. И Адаму, и его жене Бог ниспослал свое благословение. Благодать Божия лежала на обоих. Но действовала она в первых людях соответственно их особенностям. Эта индивидуальная благодатность и определяет их харизму. Харизма Адама была по преимуществу началом творящим. Ее принцип, по словам Бердяева, «антропологический и личный».
Адам был поставлен со-творить Богу. Поэтому он и нарекает всем имена. Древние греки говорили: «Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле». Этим самым мудрым человеком был Адам.
Харизма же жены была главным образом в рождении и воспитании. Сердечная жизнь, упорядочивание творческой харизмы Адама, «космический и коллективный» принцип бытия —вот та особенность харизмы женщины, которая делает ее матерью всех.
Так ли, похоже ли учат другие религии? Нет! Православие смело утверждает, что Сын Божий, придя на землю, совершил коренной переворот во взгляде на женщину, в отношении к ней, в представлении о ее призвании. Ни на Западе, ни на Востоке до (а во многом и после) Его прихода человечество не знало ничего подобного.
Когда-то о женщине были сказаны слова: «Нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2: 18). В точном переводе слова «помощника, соответственного ему» звучат как «восполняющего до целостности».
В Новом же Завете эти слова раскрываются в новом смысле: женщина становится помощницей и в деле спасения души.
Начнем с того, что одну из первых богословских бесед Господь ведет именно с женщиной! С женщиной из Самарии — области, с жителями которой иудеи даже не сообщались, поскольку считали их нечестивыми. Вступив в разговор с женщиной, да еще и самарянкой, Христос совершает, таким образом, двойное вопиющее «нарушение» общепринятых норм.
Посмотрим еще примеры из Нового Завета:
— Дева Мария родила Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, и уже только это одно не может быть превзойдено ничем. Высота Ее служения вознесла Ее не только выше всех мужчин, но и выше всех Ангелов;
— Мария Магдалина первой удостоена чести видеть Воскресшего Господа;
— Жены-мироносицы из всех Его учеников не разбежались, а стояли у Распятия;
— Супружеская пара Прискилла и Акила были ценными учителями раннехристианской Церкви, наставившими Аполлоса в вопросах веры (Деян 18: 26);
— Еводия и Синтихия, женщины-христианки, подвизались в благовествовании (Фил 4: 2–3);
— Четыре дочери перводиакона Филиппа были пророчицами (Деян 21: 9);
— Старые женщины обучали молодежь добру и целомудрию (Тит 2: 3–4);
— Апостол Павел глубоко почитал христианок Лоиду и Евнику (2 Тим 1: 5). В 16 главе Послания к Римлянам перечисляется много имен женщин, пользующихся почтением.
Христос первым сказал, что женщина призвана к высшей, духовной деятельности. Известная история Марфы и Марии служит тому подтверждением. Внимание многих из нас как-то проскальзывает мимо того факта, что Марфа занималась сугубо женским делом, усердно выполняла главное, по мирскому мнению, свое назначение (кстати, и многие православные хотели бы видеть в женщине только одну хлопочущую об угощении Марфу). Но Христос в ответ на жалобы и упреки усталой женщины сказал известные слова о ее тщетной многозаботливости и защитил, возвысил Марию: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк 10: 41).
За богослужением это евангельское повествование читают в соединении с отрывком из следующей главы Евангелия от Луки:
«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11: 27–28).
Неслучайно святые отцы соединили эти тексты. Во втором отрывке женщина воздает хвалу Богоматери, прославляет Ее материнский подвиг, Ее Пречистую плоть. Господь, не отменяя этого прославления, напоминает о высшем духовном подвиге Богоматери, ибо Она в наибольшей полноте и совершенстве услышала слово Божие и исполнила его: Она дала Слову Плоть.
Но прославление Свое Господь произносит не в единственном, а во множественном числе («блаженны»). Тем самым Он призывает нас всех идти вослед Своей Пречистой Матери, подражать Ей в деле послушания и исполнения воли Божией.
Мир, во зле лежащий, видел и продолжает видеть в женщине только «немощный сосуд», только существо «второго сорта», сферой существования которого является быт, а целью — разнообразное служение плоти.
Современный постхристианский мир с его гуманистической ересью лукаво «жалеет» женщину, потворствуя ее похотям и прихотям. За такой «жалостью» скрыто глубочайшее презрение к ней и равнодушие к ее судьбе, а в конечном счете — жестокость. Жестокость состоит в том, что своими потаканиями мир губит женщину и незаметно для нее делает ее орудием всеобщей духовной погибели.
Путь хорошо обкатан. Женщинам говорят о неких правах, о которых умалчивают мужчины, и эксплуатируют их. Детям говорят, что взрослые не чтут их прав. Извращенцам говорят, что они имеют право открыто совершать сквернодейство и учить этому детей, отнятых из нормальных семей. Соблазненные пропагандой дети, озаботившиеся реализацией своих «прав», доносят на родителей в органы ювенальной юстиции.
Методом внушения мнимого равенства прав продвигается всемирная апостасия, вавилонизация, размытие всех устоев. Уже опровергнуты все престолы монаршии и множество порушено престолов Божиих. Женская эмансипация размывает институт брака, детская — родительства. Гендерная теория отменила понятие пола. Уже делаются попытки узаконить педофилию…
Что это? Это торжество того, кто был «человекоубийцей искони».
Ох, не о правах «несчастных женщин» заботятся ниспровергатели устоев. Истинное равенство перед Богом в Церкви изначально было и есть.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.