Очень часто о здоровье мы вспоминаем только тогда, когда наступает какая-либо болезнь. Нередко и в быту, и в современных серьезных медицинских исследованиях здоровье понимается как отсутствие болезней. Верен ли этот подход? И как Церковь относится к здоровью и к усилиям по его сохранению? Порассуждаем.
Определение здоровья как отсутствия болезней не позволяет раскрыть абсолютной ценности его как гармонии души и тела. Определять так здоровье — все равно что называть светом отсутствие тьмы или добром отсутствие зла. Такой взгляд настраивает человека только на лечение болезни, когда она уже появилась, но не на упрочение и сохранение здоровья как такового. А оно неразрывно связано с духовной составляющей, и победить все более расширяющийся круг болезней невозможно одними лишь лекарственными препаратами.
Что болит или кто?
Церковь всегда учила и учит о целокупности человека, о единстве всех трех его составляющих — тела, души и духа. Для религиозного сознания главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен. Почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть образ Божий.
В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу. Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня… Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов 10: 9, 11).
Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138: 13, 14). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: «Слово стало плотию» (Ин 1: 14). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин «плоть» вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф 5: 29–30).
Поэтому и в молитвах, связанных с Причащением (до и после него), встречается не только выражение «тело» Христово, но и «плоть». Например, в благодарственной молитве святого Симеона Метафраста говорится: «Давый мне пищу плоть Твою волею… паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце».
Плоть лечить или умертвить?
Эту двойственность, которую некоторые называют даже нравственным дуализмом, легко рассмотреть и объяснить на примере понятия «мир». Есть мир — Божие творение, которое Он любит и о котором промышляет, а есть мир — совокупность враждебных Богу ветхих сил, не желающих духовно преображаться.
То же самое и с плотью. В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом: басар. В греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело (сома) и плоть (саркс). Поэтому слово «плоть» иногда обозначает то одно, то другое. Иногда плоть — это буквально ткани организма, мясо. Иногда — ветхое, непросветленное естество, греховное, греховноволящее начало.
Здесь кроется частая ошибка новоначальных, которые всякое понимание плоти сводят ко второму — греховному. Прочитав в духовных книгах о том, что святые подвижники занимались «умерщвлением плоти», они понимают это слишком буквально. Они начинают относиться к своему здоровью пренебрежительно: переносят болезнь на ногах, не идут к врачу, недосыпают, поднимают непосильные тяжести, постятся, когда есть медицинские противопоказания, и тому подобному.
При этом горе-подвижники искренне принимают это «умерщвление своей плоти» за истинные аскетические упражнения и надеются угодить Богу. Однако иначе как самокалечением такое отношение к себе назвать нельзя.
Итак, здоровье — это полнота истинной жизни в триединстве духа, души и тела. Что говорит Библия о ценности здоровья? — это богатство дороже всего на свете. «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом. Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства. Нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной» (Сир 30: 14–17).
Лечить всего человека
Здоровье — Божий дар, который мы должны беречь и приумножать, а не расточать. Понимать, что если что-то болит — болеет весь человек, с душой и телом. И, прибегая к услугам врача, важно иметь правильное собственное отношение к заболеванию. Важно понимать, что заболевания небеспричинны, что как само заболевание, так и исцеление от него находятся в руке Бога.
Как различны причины возникновения заболеваний (ибо бывают заболевания от неправильного образа жизни, различных вещественных болезнетворных начал, как наказание за грехи, для вразумления грешника или низложения высокомерия грехоначальника, или как пример нетерпеливым людям), так различны должны быть и меры, предпринимаемые к исцелению.
Триединство духа, души и тела Церковью рассматривается исключительно иерархически. Стоит заметить, что не все святые отцы являются сторонниками трехсоставного устроения человека, ограничиваясь двумя — душой и телом.
Исходя из этого иерархического принципа телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе…» (Сир 18: 19). Но в православном понимании и болезнь может быть благом, ибо способна послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.
Рассматривая душу, то есть духовно-душевную, высшую (внутреннюю, в отличие от тела — внешнего) часть человеческого естества, как важнейшую составляющую человека, христианство основой для здоровья считает именно ее здоровье. С врачевания ее должно начинаться правильное врачевание человека. Бесполезно очищать внешнее без очищения внутреннего — лечить тело, когда душа человека больна и нечиста.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.