Обвал цен на природные ресурсы, экономические санкции, политическая турбулентность, падение курса национальной валюты… Вообще мы привыкли к стрессовым ситуациям, вот и в последнем месяце уходящего года очередное эмоциональное напряжение. Нет, наверное, в нашей стране человека, который не переживает в эти дни сомнений, тягостных раздумий «о судьбах нашей Родины». Как сохранить душевный мир в себе, своей семье и как правильно относиться к непростой ситуации? Где искать опору? Об этом размышляет настоятель нижегородского храма в честь святого Илии Пророка, преподаватель НДС протоиерей Николай Горбатовский.
После ряда лет относительной стабильности, к которой мы уже успели привыкнуть, люди вынуждены менять свои планы. Падает курс валюты, ожидается ощутимое снижение уровня потребления. Кто-то должен отказаться от поездки за границу, кто-то — от крупной покупки, кому-то, увы, придется платить дороже за импортные лекарства, и всем — еще больше за квартиру. Как относиться к таким переменам, как себя вести?
— Когда Церковь говорит о том, что мир изменчив, что он во зле лежит, люди, бывает, относятся к этому как-то очень легко. Думают, это все далеко от нас. И когда наступают времена сложные, впадают в уныние. При этом в хорошие времена у нас нет мысли поблагодарить Бога. Только горе обращает нас к Нему.
На жизни каждой семьи так или иначе отразится изменение в финансово-экономической плоскости страны. Но в любых условиях надо оставаться прежде всего человеком. Кому-то будет тяжело экономически, для других нестроения не очень изменят привычный образ жизни. Главное при этом для нас — правильно расставлять приоритеты: забота о душе должна остаться на первом месте, а все остальное необходимо отодвинуть на второе. Только это поможет нам сохранить душевную стабильность в таких непростых условиях.
Главное, мы ни в коей мере не должны забывать о взаимопомощи среди членов Церкви Христовой — об этом говорили апостолы еще в древности. Конечно, не следует ограничиваться советом «грейся и питайся, и больше ничем мы не хотим тебе помочь». В таком случае мы явно пойдем против слов апостолов.
Тут две стороны. Первая, субъективная, — это как я и моя семья себя чувствуют в сложной ситуации. Здесь главное — иметь надежду на Бога и в этом искать укрепления. А вторая сторона — когда мы видим нуждающегося. В этом случае нужны практические шаги, все возможные меры, чтобы помогать. Это будет проявление христианской любви.
Современный строй жизни стоит на той идее, что счастье — в потреблении. В самой последней модели смартфона, или модной одежде, или еще в чем-то, что мы можем себе позволить — хотя бы в кредит. И вот мы сталкиваемся с тем, что потребление нам придется несколько сократить. Ах, что же тогда будет с нашим счастьем?
— Для меня этот вопрос интересен, потому что я всегда задумывался над тем, что такое счастье для человека, в чем его радость. В христианском понимании счастье — это соучастие Божественной жизни. До этого надо дорасти. Говоря проще, в обыденной жизни иногда у человека удовольствие и счастье становятся синонимами. Это неправильно. Помню, несколько лет назад мне приходилось беседовать с одним преподавателем учебного заведения на эту тему. Мы не сразу нашли общий язык в том, что удовольствие и счастье — понятия совсем разные.
Надо, видимо, людям до этого дорасти и понять, что ориентация только на удовольствие — это та установка, которая губит человека. Даже в древности еще эпикурейцы дошли до такого понимания удовольствия, которое заключается в том, чтобы жить без страданий. Стабильно иметь необходимое для жизни — и жить без страданий. Согласитесь, что это более высокого рода удовольствие, чем простое чувственное наслаждение.
А нам надо понимать, что счастье действительно выше, чем удовольствие. Что касается всяких современных устройств, которые развлекают человека, они занимают очень много нашего времени и часто идут в ущерб духовной жизни. Потому что в сутках всего 24 часа, и времени для Бога не остается. Иногда размышляешь о том, почему времени нет. Люди говорят, «время ускорилось». Не время ускорилось, а поток информации, который на нас обрушивается каждый день, — он значительно больше, чем в XVIII и XIX веках, даже чем в XX веке, потому что информация входит в нашу жизнь сегодня самыми различными каналами.
Если мы себя не организуем так, чтобы для Бога выделить время, то мы душу свою можем разрушить. Ради удовольствия от общения с этими, как принято сейчас называть, гаджетами, мы потеряем самое главное общение. То есть мы, получается, заменим Христа вещами, которые призваны делать нашу жизнь лучше. В этом я вижу антихристианство цивилизации потребления.
Как нам смотреть на происходящее? Как суметь в общественных неприятностях видеть Промысл Божий?
— Я предлагаю людям больше интересоваться историей. Если мы мало знаем историю, не хотим в нее вникнуть, живем только своими интересами, своей семьей, то, конечно, может сложиться впечатление, что наше время самое тяжелое.
Надо оглянуться вокруг, посмотреть, как люди живут. Тогда окажется, что тебе вовсе не всех тяжелей. Но что значит «оглянуться»? Значит — заметить людей, у которых действительно серьезные проблемы. Окажется, что у одних больные дети или родители. У других, например, сгорел дом. Третьи оказались в области юго-востока Украины… Надо смотреть вокруг, и тогда у тебя не будет мысли, что ты самый несчастный.
Когда мы читаем историю, понимаем: были времена намного тяжелее. Раньше люди часто измеряли свое материальное счастье тем, что у них есть хлеб насущный. Я говорю не в каком-нибудь переносном смысле, а в самом определенном, самом простом, буквальном: когда у человека есть что покушать. Вот если мы будем это знать, мы поймем: есть за что Бога благодарить, и слава Богу, что у нас это есть. Самое главное — иметь благодарность Богу. В этом залог душевной стабильности.
Уместно ли рассуждать о том, для чего нам попущено это не смертельное, но неприятное падение достатка? Если это предупреждение, то о чем?
— Как я уже сказал, человек должен относиться к материальным благам (не только в смысле денежном, но и в отношении своего здоровья, благополучия в общении с другими людьми) как к земным вещам, которых надо быть достойным. В каком плане достойным? Чтобы этим богатством распоряжаться для блага, для роста своей души перед Богом. Когда у нас получается это делать, тогда мы можем дерзновенно молиться: «Господи, дай мне здоровья, чтобы я делал добрые дела».
В благие времена, как правило, люди забывают Бога. Благодарность Богу оскудевает, а греха становится все больше и больше. Но не «Господь посылает» тяжелые времена — это неправильная формулировка. На самом деле мы сами настолько свою жизнь искажаем, что оказываемся недостойными спокойного времени. Не возблагодарили Бога вовремя. Не использовали благ жизни для блага своей души.
Поэтому если наступившие сложности считать каким-то предупреждением, то правильнее будет реагировать на них как на напоминание о том, что надо быть благодарными, надо пользоваться материальными благами для созидания добра в своей душе и в отношениях с ближними.
Обычная семья в условиях кризиса. Семейный бюджет сокращается, приходится во многом себя и домочадцев ограничивать. Планируемые расходы на летний отпуск, на покупку мебели, на приобретение «иномарки» вместо «жигулей»… А на чем экономить ни в коем случае нельзя?
— Если мы говорим о материальных вещах, мы не можем рассуждать отвлеченно. Я и начал с этого разговор. Одно дело — душевное равновесие и пожелание в молитвах того же другим людям, а другое — взаимопомощь деятельная, фактическая. Если нам Господь посылает таких людей, которым мы можем помочь, конечно надо помогать. На основании этого конкретного случая и рассуждать о том, на чем надо экономить в материальном плане.
Что же касается религиозного измерения ситуации, то в общем для обращения к Богу особых материальных средств не нужно. Надо просто понимать, что в тяжелых жизненных ситуациях, в тяжелые времена необходимо мобилизоваться, причем так, чтобы семья была едина в своих целях. Это самое главное. Чтобы семья понимала, что счастье не в удовольствии. Счастье — это некоторое понимание смысла жизни, когда человек стремится к нему, когда способен идти к этому смыслу через тернии, через преграды с надеждой на помощь Божию. Это великое счастье, конечно, когда он еще находит при этом полное взаимопонимание в своем семействе.
На чем экономить нельзя? Я считаю, вопрос очень даже конкретный. Господь с нас ничего не требует. Даже с крещаемого, вступающего в Церковь, собственно говоря, берут какую жертву? Клочок волос в знак послушания Церкви, в знак символической жертвы. Господь с нас многого не требует: «Сыне, даждь Мне твое сердце».
Подготовил Павел Молоштан
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.