В противоположность семи греховным страстям, о которых мы говорили в предыдущем номере газеты, традиционно ставятся семь главнейших добродетелей. Разберемся с этим термином и вспомним, как Церковь учит нас бороться со страстями.
Если понятия «грех» и «страсть» вызывают путаницу, хотя, казалось бы, их легко отличить, то с противоположностью их — дело сложнее. Добродетели, добрые дела — вот и весь лексикон. Удобнее понять будет так. Есть греховные состояния — страсти. Явления существующей страсти — грехи. Им противоположны духовные состояния — добродетели. Явлением этих состояний будут добрые дела. Вот такие получаем дихотомии: греховное состояние — духовное состояние, страсть — добродетель, грех — доброе дело.
Именно как состояния рассматриваются семь добродетелей, когда их противопоставляют главным греховным страстям.
Для достижения добродетелей-состояний необходимы добродетели — добрые дела или духовные упражнения. А для какой цели нужны все «упражнения» и «состояния» — лучше всех объяснил преподобный старец Серафим Саровский. Именно он напомнил всем нам об основной цели христианства в беседе с исцеленным им от тяжелой болезни помещиком Николаем Александровичем Мотовиловым:
«Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской, — поучает преподобный Серафим Мотовилова в знаменитой беседе. — А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.
Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия».
Духовный капитал
«Стяжание все равно что приобретение, — объяснял старец недоумевающему Мотовилову, — ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель мирской жизни обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег или почестей, отличий и наград. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом».
Вы сегодня «в духе»?
А что же тогда есть духовное состояние? В нашем обществе замылили слово «духовность». Все у нас — с претензией на духовность. И театр — духовность, и литература. Но, со всем уважением к высокому искусству и художественному слову, термин «духовность» следует прилагать только к Богу, когда человек находится в прямом контакте с Божественными энергиями — благодатью. Это — пребывание в общении с Богом, ибо только Бог есть Дух (Ин 4: 24). Это то, что на языке Библии называется «быть в духе». Апостол Иоанн был в духе, как сам он пишет, когда увидел на Патмосе подобного Сыну Человеческому (Откр 1: 10, 13). «По вдохновению пришел в храм» Симеон Богоприимец (Лк 2: 27) — по-славянски это звучит как «духом пришел». Это понятие у нас тоже опрофанили, превратили в саркастический перевертыш: «К начальнику сегодня не ходи — он не в духе, на людей бросается».
Итак, восстановим высокое понятие: «быть в духе» — это жить духовной жизнью, быть в богообщении, ощущать благодать Божию. Признаки этого состояния, или «плоды духа», описывает апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5: 22–23).
Подобно тому как в греховном состоянии у каждого есть ближайшая страсть, в которую он удобнее впадает, так и в духовной жизни есть добродетель, в которой ему удобнее подвизаться. Но есть «подводные камни» — состояние духовной прелести и чувственно-эмоциональные душевные состояния, ложно принимаемые за духовные.
А есть ли в нас благодать Божия, когда мы ее не замечаем? Преподобный Симеон Новый Богослов об этом замечательно сказал своим ученикам: «Если вы получили благодать в таинстве Миропомазания, в таинстве Крещения, а потом вы перестали ее ощущать в себе, то это значит, что в вас ее нет. Не обманывайте себя, потому что благодать Божию нельзя не заметить, она присутствует в вашем дыхании, она присутствует в вашем сердце ни с чем не сравненным образом». Прелесть и эмоции не дают плодов духа. Если нет их — вы не в духе.
«Каким же образом, — спросил Николай Александрович отца Серафима, — узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого?»
«Это, ваше боголюбие, очень просто! — отвечал преподобный. — Потому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум… Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит (не гордится), ибо не от мира сего есть».
«Надобно, — продолжал Мотовилов, — чтобы я понял это хорошенько!..»
Тогда отец Серафим взял его крепко за плечи и сказал:
«Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?»
Мотовилов отвечал:
«Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..»
Отец Серафим сказал:
«Не устрашайтесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть».
И, приклонив к нему свою голову, старец тихонько на ухо сказал своему собеседнику:
«Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу сказал: «Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима…»
Главное — решимость
Именно такая жизнь называется духовной, когда благодать Божия живет в нашем сердце. Именно это есть цель всех других усилий: духовных подвигов или упражнений.
Все условия, необходимые для достижения цели, указанной батюшкой Серафимом, даны христианам в Церкви. «Подвиг», «добродетель», «святость» — это не из древних патериков, это христианская норма на все века. Когда преподобного спросили, нет ли у современных христиан какого-нибудь недостатка, препятствующего им приносить те же плоды святости, какими изобиловали их предшественники, преподобный ответил, что им недостает только одного — собственной решимости.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.