Человека спасающегося, то есть оставившего все по слову Спасителя и пошедшего за Ним, ожидает множество искушений и испытаний. Наиболее опасно впадение в такое состояние, которое на языке аскетики называется «духовная прелесть».
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восклицал Пушкин, а это значит, что уже в начале XIX века слово «прелесть» понималось уже так, как сейчас, — нечто пленительно прекрасное.
Но таких словперевертышей много, корень же их позволяет узнать истинное происхождение слов. А корень «прелести» — лесть. Ложь, обман, лесть — в ее высшей, превосходной степени: прелесть.
Высшая степень обольщения состоит в том, что не только люди явно и открыто предающиеся порокам и страстям, находящиеся во вражьих сетях, вольно или невольно являются пособниками врага нашего спасения, но и те, которые, как ни странно, ставят себе задачу жить благочестиво. Они так же могут стать инструментом в руках врага, добычей его сетей, но уже на почве (в чем и весь ужас!) их благочестия. Вот она — прелесть.
Священномученик епископ Арсений (Жадановский) в своем «Духовном дневнике» пишет:
«Прелесть — это извращенное, неправильное внутреннее наше настроение — якобы высокое, духовное, но на самом деле фальшивое, обманчивое, поддельное, показное. Это то внутреннее наше состояние сердца, о котором святой апостол Павел говорит, что можно иметь только образ благочестия — и быть лишенным его силы. Уже каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен этой прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть».
Святые отцы различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии.
Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, ангелов, духов, и считает себя достойным таких видений.
Другими словами, прелестью первого вида можно назвать всякое жизненное или духовное заблуждение, неправильное понимание смысла жизни, своего места в этом мире, воли Божией и всякое уклонение от пути правильной христианской жизни. Но духовные ошибки, грехи, заблуждения в той или иной степени имеют все люди, живущие на земле. Поэтому в широком смысле мы все в той или иной степени находимся в духовной прелести. Истоки ее, конечно, от диавола, который обманом ввел первых людей в грех и по сей день успешно трудится в этой области.
Второй род прелести — искажение добродетельной христианской жизни гордостью и самомнением. Это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что способен нести большие подвиги, призван учить людей и руководить ими. Этот род прелести называется мнением, потому что в этом случае человек мнит о себе.
Духовная прелесть в разных формах является довольно распространенным явлением. На начальных ее стадиях возможно еще достучаться до человека и постараться помочь ему исправить свой духовный путь. Но если человек глубоко погрузится в это состояние, то остается только молиться о нем.
Для людей, зараженных духовной прелестью, характерно переключение внимания с Господа Иисуса Христа и Его Евангельского учения на чтолибо иное: внешние подвиги, погоню за чудесами, видениями, исцелениями, прозорливыми старцами, новыми откровениями якобы от Бога и тому подобное.
Хорошая дефиниция духовной прелести дается в религиознофилософском словаре Василенко: «Это подмена духовного душевным, уход от святости к ценностям, что означает извращение духовной жизни и отказ человека идти по путям Божиим».
На основании церковного опыта и святоотеческого учения в современной православной психологии выделяются следующие психологические особенности «прелестных состояний», которые условно можно разделить на особенности сознания и особенности поведения.
Психологические особенности сознания:
Психологические особенности поведения:
Всякий род духовной прелести пагубен для нашего духа. Он основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему вовлекать в духовную гордость сатана так стремится и всех рабов Божиих.
Писания святых отцов указывают массу примеров того, как различен финал тех, кто впал в первый или второй вид духовной прелести. Тех, которые вовлекаются в прелесть первого вида (видения духов, голоса, откровения), обыкновенно ожидает постыдное посрамление. А вторых, возмечтавших о себе, мнивших, что они достигли «хотя бы чегото стоящего» в духовной жизни, ждет нравственное падение и отчаяние, доходящее порой до самоубийства.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.