Старушка алтарница шла с одной половины храма на другую, из левого придела в правый. Ее руки были заняты, и она не могла креститься, например, проходя мимо Царских врат. Поэтому там, где положено креститься, она совершала легкий поклон. Перед амвоном она сделала крюк, обойдя его, хотя ничто, как казалось, не мешало пройти прямо. Глаз привычного человека эта картина не привлечет, но те, кто находились в храме впервые, следили за ее траекторией недоуменно: видно, что алтарница чем-то руководствуется, ее действия логичны для тех, кто с ней «на одной волне». Но что ее направляет? Требование обряда.
За этими внешними символическими действиями лежит огромная глубина — как поверхность моря, заглянув за которую, увидишь бездну и невероятную красоту. Но многие не утруждают себя, чтобы нырнуть за эту поверхность, смотрят сверху и говорят: «А, непонятная ерунда».
Вспоминается булгаковский Шариков, который призывал отбросить все условности и «не мучить себя как при старом режиме». А ведь не только Церковь изобилует обрядами. Ими полнится вся наша жизнь. Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Это оболочка, в которую заключена какая-то важная мысль. Вся наша культура, литература и искусство — сплошь обряды. Этикет — чистая обрядность.
Как передается знание? От учителя — к ученику, от старшего поколения — младшему. А как передать на несколько поколений, на века? Напиши книгу. Как увековечить память о героях? — Сложить песню. Как передать мудрую истину — облечь ее в форму притчи, афоризма, пословицы. Словом, облечь сердцевину тканью чего-то внешнего.
Ну а как сохранить в веках религиозную идею, мысль? Облечь ее в тело обряда.
Человек ведь и сам, состоя из души и тела, представляет собой нечто подобное. Научение происходит от внешнего к внутреннему. Сначала мы учимся чему-то с чужой помощью.
Чтобы научиться делать хорошо свое, нужны высокие образцы, достигнутые другими. Чтобы был рост. Если ученикам художественной школы не показывать мастеров, а одних только современных марателей, из них ничего не выйдет.
Кстати, почему детские книжки изобилуют картинками, а взрослые почти пусты? Чтение — процесс творческий, в отличие от просмотра телевизора. Читая, человек сам продуцирует образы, а с экрана — потребляет готовые, созданные другими. Ребенку пока тяжело, и ему в помощь — иллюстрации хороших художников. Только хороших! А взрослому это не нужно — и картинки излишни.
Таковы церковные богослужебные обряды. Там все символично: именно такая форма, именно такие цвета, именно так делается, именно сюда идут люди, именно здесь встают. Заучивание, чтение и пение молитв, составленных высокодуховными отцами, открывает простор для роста собственного молитвенного дара. Оболочка обряда позволяет донести нетронутой самую его суть до глубины души молящегося. Ну а кто считает, что он в вере уже не младенец, а муж совершенный, и ему обряды не нужны, что у него «Бог в душе» и так далее, то Бог ему и судья. Но, назидательная функция — лишь малая часть задачи обряда.
Церковные обряды еще необходимы для человека, поскольку они помогают почувствовать действие Божественной благодати и получить ее. А здесь уже важно, младенец ты в вере или старец.
Церковные обряды красивы, торжественны, их разнообразие в основном привлекает людей, а не раздражает. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует, и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом, что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.
Условно все обряды делятся на три вида:
1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, Великое освящение воды, вынос святой Плащаницы в Великую Пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.
2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.
3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и благословение различных благих начинаний — учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.
Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов — обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда — свою веру и свою молитву.
Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.