Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Мир — общий для всех
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (82) 12:10, 11 декабря 2015

Мир — общий для всех

1447139777Хотите, я открою вам один секрет? Он заключается в том, что если маленького ребенка привести в компанию особых детей и ничего не говорить ему о том, что эти дети «особые», сам он ничего не заметит. Будет играть и веселиться с новыми друзьями как ни в чем не бывало. Потому что в детском мире все люди — просто люди. У взрослых все сложнее, и семьям с особыми детьми нужна помощь, чтобы привыкнуть к своему положению и жить полной жизнью. Именно такую помощь им оказывают специалисты семейного центра «Лада» в рамках проекта «Два детства. Один мир», ставшего лауреатом грантового конкурса «Православная инициатива».

Интеграция — как это?

Про интеграцию инвалидов в общество и доступную среду для них сейчас говорят очень много. Мы начинаем осознавать необходимость этого. Что хорошо. Но от осознания до реализации обычно довольно долгий путь, и на практике проблем возникает очень много: от нехватки финансирования, оборудования и квалифицированных специалистов до многочисленных страхов окружающих и самих семей. В таких условиях любая инициатива в этом направлении — на вес золота.

Проект «Два детства. Один мир» — продолжение многолетней деятельности центра «Лада». Деятельности, построенной на партнерстве родителей и педагогов.

— Сколько бы ни говорилось об инклюзивном образовании, общество к этому не готово, — считает Галина Смирнова, председатель правления семейного центра «Лада». — Не готовы учителя, родители здоровых детей и родители детей с ограниченными возможностями. Единственно, кто к этому готов, — это дети, которые воспринимают друг друга без барьеров. И мы стараемся создать у нас в центре такой островок инклюзии и интеграции, где дети чувствуют себя естественно. Мы давно работаем над этим и теперь можем делиться нашим опытом и тиражировать его.

В рамках проекта работа ведется не только с детьми, но и с родителями: общение с психологом, тренинги и арт-терапия. Родители стабильно получают поддержку и сопровождение, необходимые консультации специалистов. Ведь именно от родителей зависят успехи ребенка и его душевное здоровье, а значит именно родителям должен уделяться максимум внимания. Чтобы они тоже учились понимать и принимать ребенка, заниматься с ним и, конечно, вдохновляться на новые дела и достижения.

Радость первого слова

Среди семей, посещающих центр «Лада» в рамках проекта, есть воспитывающие детей с синдромом Дауна, с аутизмом, ДЦП и другими ограничениями по здоровью. Конечно, такие разные категории требуют разного подхода. Так что занятия выстраиваются исходя из возможностей и удобства ребенка: как в группе, так и индивидуально.

— Основное приложение наших усилий — это развитие речи, — рассказывает Галина Петровна. — Наш логопед целенаправленно, по настойчивым просьбам родителей получала необходимую специализацию на курсах «Даунсайд Ап» в Москве, посещала семинары и обучающие встречи. В итоге у нее очень хорошие результаты, и на уроки к ней стремятся попасть все.

— К сожалению, сейчас в России нет единой логопедической программы для занятий с детьми с синдромом Дауна и другими особыми детьми. Все приходится собирать буквально по крупицам, — рассказывает логопед Светлана Колесникова. — У таких ребятишек предсказать результат сразу невозможно: все слишком индивидуально и зависит от многих факторов. Ты просто с любовью, старанием и трудолюбием прикладываешь усилия, веря в маму, веря в ребенка, веря в себя. Я убеждена, что необучаемых детей нет, надо только искать подходы.

Такую позицию очень поддерживают родители, которые тоже верят в своих ребятишек.

— Мы очень довольны, что попали в «Ладу» и начали заниматься с логопедом, — рассказывает Ирина, мама четырехлетнего малыша с синдромом Дауна. — Найти специалистов, которые занимаются развитием речи с особыми детьми, в Нижнем Новгороде почти невозможно. Наши уроки только начались, но у нас большие планы на будущее. Мы хотим говорить!

Уроки доброты

Семьи с особыми детьми принято жалеть — и это большая ошибка. Родители даунят признаются, что им необходимы поддержка и помощь, а вот жалеть себя они не считают полезным.

— Конечно, особенный ребенок очень меняет жизнь всей семьи. Но не ухудшает ее. Просто у этой жизни другой вкус — более насыщенный, но настоящий, — рассказывает Ольга Слесарева, мама пятилетнего Миши с синдромом Дауна. — Я видела семьи, где родители не приняли своих особых детей и многое потеряли. Ведь Богу виднее, как выстроить твою жизнь. И со временем понимаешь: в моей жизни все должно было быть именно так — и не иначе. С появлением особого ребенка меняется все, но эти изменения порой оборачиваются к лучшему.

Сейчас центр «Лада» посещают 25 семей. Конечно, для огромного города это совсем не много. И специалисты, и родители уверены, что в рамках одного проекта всех проблем не решить — нужно объединять усилия, создавать инфраструктуру, чтобы семьи получали поддержку с момента появления у них особого ребенка и до начала его взрослой жизни. Тем не менее в «Ладе» продолжают работу и не намерены оставлять ее и после завершения проекта.

— Не бросим же мы эти семьи! — говорит Галина Смирнова. — Поэтому постоянно ищем финансирование, чтобы продолжать работу.

Но решая текущие проблемы, надо думать и о будущем. Поэтому вторая часть проекта «Два детства. Один мир» направлена на работу со школьниками. Например, проводятся совместные творческие занятия и мастер-классы, когда дети-инвалиды работают за одним столом с другими ребятишками.

— Может быть, сейчас и нет возможности совместного обучения таких разных детей, но ведь их взаимодействие можно организовывать на базе кружков. Это полезно и тем, и другим, — рассказывает Галина Петровна. — По итогам таких занятий ребята писали о своих впечатлениях. В этих сочинениях — буквально шквал положительных эмоций!

А еще на базе организации «Верас» проводятся уроки доброты для школьников. Это интерактивные занятия, в ходе которых дети могут примерить на себя, что такое «ограниченные возможности» — например, они пробуют ходить по классу с завязанными глазами… А потом им предлагают написать собственный проект — как облегчить жизнь таких людей. Никакого назидания — только практика, но через эту практическую деятельность дети начинают понимать и сочувствовать. Занятия обсуждались с родителями — и родители поддержали это начинание.

Если не оставлять усилий, то время работает на пользу, и сегодняшние школьники, которые учатся чему-то за одним столом с детьми-инвалидами, завтра, став взрослыми, будут как само собой разумеющееся воспринимать инвалидов равными и понимать, что мир — он один для всех, а значит всем в нем должно быть хорошо.

Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.