Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > В храме чувствую себя как дома
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (83) 15:50, 14 декабря 2015

В храме чувствую себя как дома

КарсаковыПонятие «дом» для нашего собеседника — настоятеля церкви в честь святых апостолов Петра и Павла в Нижнем Новгороде иерея Олега Карсакова — имеет, наверное, особое значение. Потому что семья батюшки, когда тот был совсем маленьким, прошла через серьезные испытания: был момент, когда крыша над головой в буквальном смысле была самой вожделенной мечтой. Еще мальчиком будущий пастырь начал ходить в православный сельский храм и уже тогда почувствовал: это место для него словно родной дом, где радуется душа и откуда не хочется уходить.

Когда совсем опускались руки

Отец Олег — из обычной сельской семьи, родом из поселка Гремячево Кулебакского района. Сельских людей видно сразу: показного в поведении, что зачастую бывает у городских жителей, тут нет и в помине. Вот и в Петропавловской церкви, где мы разговорились с настоятелем, батюшка радушно нас, журналистов, встретил, немного смущаясь, поинтересовался, где, в храме лучше будет взять интервью.

Почему-то у многих сложился такой стереотип: раз священник молодой, значит точно из династии батюшек. У отца Олега лишь у бабушки двоюродный брат был священнослужителем, служил в непростое советское время в поселке Вад. Когда Олег родился, его родители — мама Лидия и папа Николай — были, по словам батюшки, людьми не очень воцерковленными.

А потом в семью Карсаковых постучалась беда. Когда Олегу исполнилось два годика, дотла сгорел их дом. Не осталось практически ничего: ни мебели, ни одежды, ни посуды, ни документов. Вся жизнь проходила в родительском доме, и вмиг его не стало. У батюшки в памяти отрывками всплывают, словно на старых фотоснимках, печальные сюжеты, когда семья скиталась по родственникам, какое-то время жила в маленькой съемной комнате в общежитии. «У мамы через эти скорби руки опустились до последнего, родители поняли, что ничего своими силами сделать не смогут, — говорит отец Олег. — Как они переживали! Тогда осталась одна надежда — уповать на Бога. Мама через это испытание пришла к Церкви, начала молиться, просить у Господа поддержки. Не все сразу благоустроилось, это произошло со временем, но мама почувствовала поддержку, и всякие трудности стали переживаться намного проще». Через некоторое время Карсаковы смогли купить дом в соседнем селе Меляево, совсем рядом с местом, где находится скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. В этом селе погорельцы обосновались и зажили по‑новому. В жизни маленького Олега тоже наступили изменения. В детский сад мальчика не отдавали, и пока старший брат был на учебе в школе, а отец — на работе, мама брала сына за руку, и они шли в храм.

«С двух лет я в церкви с мамой, — улыбаясь, говорит батюшка. — У нас в деревне Меляево было два храма: летний деревянный, более древний, и зимний. Летний — в честь Казанской иконы Божией Матери. Зимний — в честь Николая Угодника». Как правило, маленькие дети, кому четыре года или пять лет, с трудом выдерживают длительное богослужение, начинают капризничать. У нашего собеседника в том юном возрасте, как он вспоминает, все было по-другому.

— Хотя поначалу я никакие послушания в храме не нес, был просто прихожанином, мне там очень нравилось: там спокойно, не хотелось оттуда уходить, даже гулять. Мыслей таких не было, — говорит настоятель. — В храме чувствовал себя дома. Там, в Меляево, много лет трудится протоиерей Олег Карпов, и вокруг него собралась хорошая паства. Он пришел туда в то время, когда меня крестили, — говорит батюшка. — С самого рождения, я, можно считать, рос под его покровом.

В школьные годы Олег нес послушание на клиросе, пел, читал, в алтаре иногда помогал. Все друзья говорили: будущий батюшка! Хотя сам мальчишка этой позиции не придерживался. Потому что для себя на тот момент еще не определил, посвятит ли жизнь служению Господу. Конечно, батюшка хотел быть при Церкви: как минимум, хорошим прихожанином. Но чтобы мечтать о большем…

КарсаковВыговор за… ураган

Воскресная школа, где учился Олег Карсаков, постоянно устраивала поездки по святым местам, ребята часто ходили крестными ходами. Например, в Дивеево, которое находится, по словам батюшки, «недалеко» от Меляево — в 50 километрах. Школьник учился тогда в шестом классе.

— Шел 2001 год, год сильнейшей засухи, — вспоминает священник. — Конечно, не такой трагичной, как в 2010 году, но все же. Дождей не было несколько недель, урожай погибал, и мы решили пройтись с воскресной школой до Дивеева, помолиться батюшке Серафиму о даровании дождя». Поход в Дивеево занял целый день, практически с утра до ночи: вышли где-то в пять утра, а пришли в обитель часов в 11 вечера. Практически без остановок, лишь легкий перекус на 10–15 минут. В селе Туркуши Ардатовского района, мимо которого проходили ребята, крестным ходом очень заинтересовались местные жители. Праздника, вроде, никакого нет, с чего бы все это? «Куда это вы толпой да с иконами?» — поинтересовался тогда один сельчанин. Ему объяснили, и тогда жители поддержали благое дело: да, ребята, молодцы, помолитесь, чтобы Господь ниспослал на нас Свою благодать.

В Дивееве участники крестного хода в первый день пришли на всенощное бдение, помолились с утра. А после вечернего богослужения, когда возвращались в Казанский храм, где разместились участники хода, в течение минуты налетели огромные черные тучи, необычные, похожие на клубы дыма. Всем стало страшно, как говорит отец Олег, словами такое не передать. Пошел дождь с градом. В самом Дивееве сильнейшим ветром на некоторых домах сносило крыши. Когда уже возвращались обратно в Меляево, в Туркушах ребят опять встретил тот мужчина, который напутствовал идти в Дивеево. Оказывается, и в Туркушах ураган похозяйничал: где-то крышу проломило, где-то повалило забор. «И давай нас распекать: «Вы чего там переусердствовали-то?» — с улыбкой вспоминает отец Олег Карсаков. — А мы ему:«Ну, старались, как могли!»

Школа дисциплины

Для человека, ценящего дружбу, — для отца Олега — немаловажным фактором, который сподвиг его пойти учиться в духовное заведение, стало то, что появились такие же друзья-единомышленники из соседних сел. Сдружились и решили, что после девятого класса будут продолжать учебу в Выксунском духовном училище. Тем более что ребята из Гремячева там уже учились. Кстати, учителя в школе с пониманием относились к тому, что Олег иногда пропускал уроки или опаздывал из-за богослужений. Хотя и журили, говорили, что надо как-то совмещать, для блага же ученика старались.

— Сказать, что учиться в училище было трудно, нельзя. Та информация, которую я получал, не была чужой. Из предметов были русский язык, церковнославянский, история Русской Церкви, сектоведение, катехизис, — вспоминает батюшка. А еще запомнился ректор — в то время им был отец Геннадий Колоколов. Разносторонне развитый человек, он всю свою душу вкладывал в училище. Всегда ощущалась его поддержка. «У нас было много послушаний, и практически на каждом присутствовал ректор. Мы идем копать картошку, и отец Геннадий с нами, — продолжает настоятель. — И работали вместе, и пища такая же, как у нас, у него была».

Окончил училище отец Олег в 2007 году, с Божьей помощью, без троек. Что выделяет священнослужитель в училище, так это дисциплину — строгую, в журнале на каждом занятии отмечали. Учеба была интересной — ездили с хором в Мордовию, в Саранск. Там как раз отмечали престольный праздник в монастырском соборе. И получилось, что был дух состязательности: хор Саранского духовного училища и Выксунского.

Много всего было во время учебы, есть что вспомнить. Как-то ректор организовал даже футбольный матч с командой металлургического завода, его приезжал снимать Первый канал ОРТ.

Поступление в Нижегородскую духовную семинарию (НДС) для Олега Карсакова было преимущественным по сравнению с другими абитуриентами — сразу на второй курс. И вот радость — предметы на курсе во многом пересекались с пройденными в училище дисциплинами. Но очное обучение в НДС плавно перешло в экстернат, потому что семинариста быстро призвали к послушанию иподьяконства у владыки Георгия. Потом было послушание секретарем в приемной правящего архиерея, оно до сих пор продолжается. Это тоже нужная школа. — Служба в ближнем круге правящего архиерея дает очень многое, — говорит батюшка. — В первую очередь, это дисциплинирует. Архиерей строго относится к богослужению. Он все делает со страхом Божиим, и на службе с владыкой не расслабишься. Митрополит Георгий учит к богослужению относиться как к самому дорогому и святому в своей жизни.

Малая Церковь у батюшки — немалая

— Одно дело — когда ты на молитве в качестве мирянина, и совсем другое дело — в сане священника, — считает иерей Олег Карсаков.

Диаконская хиротония отца Олега состоялась 19 августа 2010 года в Сормовском Преображенском соборе, и совсем вскоре — священническая, 4 апреля 2011 года, в Макарьевском монастыре. «Изменилось ли после этого мировосприятие? Это сложно описать словами, — поясняет батюшка. — Почувствовал ответственность. Перед собой и Богом. И осознал, что обратного пути нет. Когда стали приходить люди на исповедь, волнение было большим. Я понимал, что самое главное — проникнуться той проблемой, которая есть у человека, отнестись к переживаниям человека как к своим. Когда проникаешься этим с молитвой, просишь Господа даровать мудрости, многое получается».

А с матушкой Руфиной отец Олег познакомился, когда девушка училась на регентском отделении в Нижегородском православном женском духовном училище (НПЖДУ). Матушка родом из Башкирии. Несколько раз юноша приходил в НПЖДУ по делам, и как-то ее увидел. Девушка приглянулась, решил познакомиться. Руфина очень любила белые розы, которые ей дарил Олег. Были прогулки по Нижегородскому кремлю. А обвенчались молодые 22 июля 2010 года в Староярмарочном соборе. Венчал их протоиерей Андрей Кириллов.

Сегодня у иерея Олега Карсакова малая Церковь — семья — уже немалая: трое детей. Первые две девочки — двойняшки, Лена и Настя — четыре с небольшим года, и третий — сын Данила. Трудности, конечно, в воспитании, как в каждой семье, есть. Как ребенку развиваться, что, скажем, по телевизору смотреть? Мультфильмы сейчас агрессивные. Если и смотрят, то добрые, советские. Хорошо в воспитании детей помогают занятия в воскресной школе, каждое воскресенье причащаются.

У батюшки хоть и небольшой, но все-таки опыт священно­служения, и потому пожелания для тех, кто хочет поступить в НДС и стать священником, имеются. Прежде всего, подойти к этому выбору со всей серьезностью, рукополагаться с осознанием, что обратного пути нет, какие бы трудности нас ни постигали. «Мы должны переносить их только с Богом, ни в коем случае не одни. Отец Андрей Бенедиктов (Нижегородский священномученик) для нас пример — он не отрекся от веры в самые тяжелые для него дни. Дай Бог нам всем такой же крепости духа».

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.