Храм в честь преподобного Серафима был заложен в 1904 году ― после того, как годом раньше состоялось всенародное прославление батюшки Серафима в лике святых. Отблески этого торжества, в котором участвовали государь Николай II, его семья и родственники, отразились не только на судьбе Сарова и Дивеева, но и на судьбе деревушки Яковлевки. Через нее пролегал один из трактов ― царская дорога, специально обустроенная к канонизации святого.
И хотя император прибыл в Саров по другому пути ― через Кременки, возвращаясь, он перед посещением Дивеевского монастыря заглянул и в Яковлевку. Здесь благочестивые верноподданные крестьяне покручинились перед самодержцем: в деревне 80 дворов, 665 душ, а храма своего нет.
Щедрый на дары император пожертвовал крупную сумму. Преосвященный Назарий, епископ Нижегородский и Арзамасский, благословил строительство. Главным строителем, попечителем строящегося храма стал член Государственного совета Российской империи, нижегородский губернский предводитель дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он выкупил здешние земли, на свои средства построил жилые дома для причта и пожертвовал на содержание клира 17 десятин леса, 35 десятин пахотных земель и сенокосных угодий.
В возведении яковлевского храма участвовали особы, занимавшие самое высокое положение в обществе. Кроме Алексея Нейдгардта в числе жертвователей значились князь Сергей Голицын, знаменитый всероссийский проповедник протоиерей Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Федоровна и императорская чета.
Храм в Яковлевке был возведен очень быстро, и освятили его уже в 1906 году.
Большую роль сыграла материальная поддержка первых лиц империи. Для Николая II и его супруги Александры Федоровны Яковлевка приобрела особое значение ― как память о пребывании в Сарове и Дивееве. Освящал Серафимовский храм епископ Назарий: центральный придел ― в честь батюшки Серафима, а боковой ― в честь святого пророка Божия Илии.
Епископ Назарий благословил Алексея Нейдгардта соорудить в Яковлевке странноприимный дом для паломников, направляющихся в Саров на поклонение мощам преподобного. Здесь уставшие с дороги путники, кроме ночлега, получали кипяток. Желающие могли воспользоваться библиотекой и поучаствовать в просветительских беседах. Одним из назначений странноприимного дома было религиозное просвещение паломников.
По воспоминаниям современников, внешний вид церкви отличался скромной элегантностью. Икон было немного, но это компенсировалось пышными настенными росписями. Незадолго до закрытия, в 1925 году, новая власть составила опись зданий и произвела инженерные обмеры яковлевского храма. Иконы и хоругви верующие разобрали по домам. Так они хранились в течение десятилетий и уцелели до сих пор.
В 1918 году Алексей Нейдгардт был расстрелян чекистами вместе с епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым) и протоиереем Алексием Порфирьевым. В вину вменялось то, что они подписали воззвание к пастве Нижегородской епархии, призывающее к протесту по поводу отбирания храмов, монастырей и церковного имущества.
В 1937 году приехала подвода за священником Яковлевки отцом Адрианом. В лесу над ним свершилась скорая расправа. В храме же поначалу разместился клуб, затем зернохранилище. А потом церковные здания просто бросили на произвол судьбы. Колокольня, сторожка, крестильня, дом причта ― ничего не сохранилось.
А от храма остались развалины ― как памятник человеческому безумию и святотатству.
К 1990м годам Яковлевка, как и многие русские деревни, обезлюдела ― вместе с храмом ушли из ее жизни особый уклад и культура земледельчества.
У многих тогда вид церковных руин вызывал безотрадные чувства и справедливое желание вернуть церковь к жизни. Усилия объединили и местные жители, и те, кому Яковлевка стала вторым домом. С возрождением Дивеевского монастыря эта земля приютила у себя многие семьи, приехавшие искать спасения в Четвертый удел Богородицы из Белоруссии, Украины, Центральной России и Казахстана. Многие поселились в Яковлевке.
Именно тогда, на заре возрождения церковной жизни в нашей стране, верующие получили благословение от митрополита Николая (Кутепова) возрождать приход. Первым встал вопрос ― где молиться, служить, совершать молебны. Рядом с храмом, точнее, его одинокими развалинами, находилось здание бывшей сельской школы ― обветшалый бревенчатый корпус 1930-х годов. Школа в Яковлевке была закрыта еще в 1994 году за неимением учеников. Но и это умирающее здание, над которым давно нависла угроза расхищения, досталось общине нелегко. Первые годы строение использовалось на правах аренды, заключенной с Дивеевской сельской администрацией, и лишь спустя многие годы оно было выкуплено прихожанами.
„Спасение утопающих ― дело рук самих утопающих,― констатирует со скорбью настоятель прихода в честь преподобного Серафима Саровского протоиерей Николай Захаров.― Деньги на здание собирали сами жители, каждый жертвовал по копеечке“. Верующие жертвовали не только деньги, но и свой труд: школа и площадка перед ней достались заброшенными. Требовались постоянный текущий ремонт и уборка.
С большим вдохновением взялась за обустройство церковной жизни в Яковлевке москвичка Елена Егорова, преподаватель СвятоТихоновского православного университета. С ее легкой руки на базе школы в течение нескольких лет работал летний православный лагерь.
Новая веха в жизни прихода связана с появлением здесь священника. Отец Николай Захаров ― первый на постоянном жительстве батюшка. Оказавшись Божиим Промыслом здесь в 2007 году, он посчитал крайне важным наладить молитвенную жизнь в Яковлевке и более плотно заняться восстановлением храма. Начались молебны под открытым небом, крестные ходы вокруг церкви…
„Основные силы мы поначалу собирались бросить на восстановление храма, однако из-за финансовых трудностей пришлось повременить и сделать упор на ремонте школы“,― вспоминает отец Николай. В своем новом, отремонтированном виде здание стало „тихим приютом для души“, по выражению священника.
Одну из комнат было решено приспособить под храм. Совсем недавно он был освящен иерейским чином в честь святителя Николая Чудотворца. Теперь сельчанам не надо преодолевать многие километры пешком до Дивеева, чтобы попасть в праздник на богослужение. В Яковлевку вернулась богослужебная жизнь.
Вопрос реконструкции не повис в воздухе. Отец Николай старается делать все возможное, чтобы храму снова быть. К настоящему времени благоустроена территория, расчищена алтарная часть, проведено инженерное обследование фундамента, получено разрешение на реконструкцию. „Инженеры, проведя экспертизу фундамента, заключили, что церковное здание не взрывалось, а было разобрано по кирпичам“,― рассказывает батюшка.
Действительно, в послевоенное время кирпичи из стен храма использовались при строительстве асфальтовой дороги. У многих печки в домах, коровники, погреба выложены из кирпичей разграбленной церкви. Отец Николай своими глазами видел, как местные жители выламывали камушки из остатков бывшего храма.
Сегодня в одной из комнат церковного здания живет воскресная школа, ее обустройству батюшка уделяет особое внимание. „Я считаю, что воскресная школа ― это задел на будущее. По своему предыдущему месту службы помню, что сейчас именно через детей взрослое поколение приходит в храм. А школа, к слову сказать, не пустует, а совершает потихоньку свое спасительное дело. Молодые семьи, которые недавно приехали в Яковлевку, многодетные, имеют по трое-четверо детей и с радостью приводят своих чад в школу“.
Если мерить количеством, то приход у отца Николая небольшой. Человек 10–15 наберется на праздничной службе. „Если на месте развалин каждого храма стоит ангел-хранитель и продолжает невидимо совершать службу, то что говорить о храме, куда приходят помолиться люди! Даже ради одного человека надо совершать литургию,― уверен отец Николай.― Если мы хотим спасти Россию, храмы должны стоять, в храмах должно совершаться богослужение“.
Должен стоять и храм преподобного Серафима, только, конечно же, в новом, преображенном виде. Его печальная судьба на совести каждого из нас: отход от веры, отрыв от корней, разрушение нравственных устоев жизни были всенародной виной и непоправимой ошибкой. И, к счастью, еще не поздно все исправить.
Богослужение совершается раз в две недели:
8:00 — Божественная литургия