Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Богу виднее наши нужды, чем нам самим
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (92) 15:19, 21 апреля 2016

Богу виднее наши нужды, чем нам самим

Михаил РоссийскийАпостол Павел учит нас, что мы должны узнавать и творить волю Божию благую, угодную и совершенную. А как жить по воле Божией? Как ее узнать? Как быть, когда при вас хулится имя Божие? Как достучаться до равнодушного человека? На эти и другие подобные вопросы отвечает клирик Спасо-Пребраженской (Карповской) церкви Нижнего Новгорода иерей Михаил Российский.

Неверующий муж запрещает водить ребенка в храм. Говорит, сама ходи, а дочь не води, вырастет — сама решит, верить или нет. Что делать?

— Прежде всего, ни в коем случае не стоит впадать в уныние и отчаяние. Необходимо искренне поговорить с мужем на эту тему, обсудить причины его категоричного отношения к вере и православному воспитанию ребенка. Возможно, стоит предложить побеседовать на тему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Любовь и желание быть рядом предполагают очень внимательное отношение к духовным ценностям каждого из супругов, и если человек искренне любит другого, а не просто хочет владеть им как собственностью, то он постарается понять позицию другого. Необходимо проанализировать и свое поведение: не является ли в данном случае «пример христианки» провокацией для мужа? Зачастую наш личный пример может отталкивать ближнего от веры и доверия. Супруг должен увидеть веру своей жены и стремление сохранить мир, желание помогать и терпеть. Надо постараться выбрать подходящее время для такой беседы, помолиться, убедиться в правильном душевном настрое. Важно не доказать, а понять; не упрекать, а поддержать.

Можно попробовать договориться с мужем о том, чтобы он не мешал православному воспитанию ребенка, а со своей стороны — не раздражать супруга упреками. Надо объяснить, что в общем деле воспитания детей нельзя ронять авторитет ни матери, ни отца — это пагубно повлияет на личность ребенка. В результате публичных семейных ссор между мужем и женой дети часто вырастают лицемерами.

Положитесь на волю Божию, ведь «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор 7:14).

Покрытие головы в храме — это только платок или другие головные уборы тоже? Женщина, пришедшая в храм в шляпке или в шапке, должна переменять их на платок?

— Эта традиция пришла к нам издревле, когда апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор 11:4–5). В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности.

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола: одежда верующего человека, будь то мужчина или женщина, должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем литургии. И вся суть не в том, чем покрыта голова, а в том, насколько искренне и ответственно мы подходим к участию в богослужениях.

Моя сестра считает себя православной, ходит в храм, но при этом признает верным учение и буддистов, и кришнаитов, считает, что все религии спасительны. Как быть с такими людьми, исповедующими «духовную всеядность»?

— Конечно, это глубокое заблуждение. При недостаточном знании христианства можно принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с ней усвоить и вечную погибель. Все сектантские учения появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: люди в заблуждении своем воображают, что понимают и объясняют Евангелие Христово правильнее и лучше, чем сама Христова Церковь. Правильна только православная вера, потому что она от Самого Господа Бога, а другие имеют человеческое начало. Только в Православной Церкви пребывает Дух Святой, чему мы имеем множество доказательств.

Нельзя не видеть, что христианское откровение о Боге уникально. Ни в какой иной религии нет того преодоления пропасти между Богом и тварным миром, когда Бог становится Человеком и когда Его Крестная Жертва дает каждому путь к спасению. И эта раз и навсегда преодоленная пропасть между Творцом и творением позволяет идее обожения стать конечной целью жизни человека и является исключительной чертой именно христианства.

Христоc умер за всех людей, а не только за христиан, и, более того, показал пример воистину Божественной любви. Христиане настаивают не на исключительности своего учения, а на уникальности своего Спасителя именно потому, что Он умер за всех людей. Другого такого примера история не знает.

Веру не рассказывают и не навязывают, а показывают. Глядя на вашу жизнь, люди постепенно понимают, что, да, действительно, это жизнь настоящая, полноценная жизнь с Богом. Господь всех призывает. И их привлечет. А если мы своими грехами от веры отталкиваем, тогда никакие слова тем более не помогут. Проповедь должна быть своей жизнью.

Мой начальник — богохульник, ругает Церковь и священство, часто без всякого повода. Я мог бы ему возразить, но пострадает моя карьера, а так, всякий раз выслушивая его на совещаниях, молчу и презираю себя за предательство. Я отступник?

— Не всегда будет правильным делать замечания или противоречить человеку в его убеждениях. Этим можно только усугубить отношение богохульника к православной вере, Богу и Церкви. Лучше мысленно помолиться Богу о вразумлении и спасении души этого человека.

Отступник — это человек, который отступил от своих прежних убеждений. К вам это понятие не применимо.

Что значит жить по воле Божией? Как ее узнавать?

— Это значит не приходить в уныние и отчаяние от случающихся скорбей и бедствий, ибо все происходящее с нами происходит исключительно по воле Божией, следовательно, служит для нашего спасения. Жить по воле Божией значит всю свою надежду и все свое упование возлагать исключительно на Бога, а не на материальные сбережения или на друзей и близких. Господь сказал: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо зав­трашний день сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Понятно, что в условиях современной жизни мы не можем жить без материальных благ и обходиться без денег. Но и сейчас каждый православный человек должен находить возможности для милостыни. Помогая нищим и нуждающимся, мы, тем самым, помогаем себе на пути к очищению нашей души. Милостыня не обязательно предполагает деньги, это может быть и еда, одежда, обувь. Не нужно самоуверенно строить планы на дальнейшую жизнь и думать о завтрашнем дне, ибо человек предполагает, а Бог располагает.

Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается спокоен, как если бы имел ее. Господу Богу нашему виднее все наши истинные нужды и потребности, чем нам самим.

В чем смысл освящения дома, машины, всякой вещи? Ведь после этого они не меньше горят, ломаются, разбиваются. Выходит, освящение ничего не дает?

— Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли. Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.