Как-то, общаясь с ребятами из дружины имени святого праведного воина Феодора Ушакова, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий разъяснил: «Христос нам говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Защита ближнего, защита Родины — высший подвиг христианина. Церковь ежедневно молится о властях и о воинах. Воины — это люди, которые призваны Богом, Церковью и народом отдать, когда потребуется, самое дорогое — жизнь. И мы молимся, чтобы в час испытаний им было даровано мужество».
Со времен Сергия Радонежского
«Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», — говорил преподобный Сергий Радонежский князю Димитрию в «Сказании о Мамаевом побоище». С древности русские воины отправлялись в походы с благословения святых отцов. Они брали с собой стяги и хоругви, чудотворные иконы. Например, на знамени князя Димитирия Пожарского, которое ныне хранится в Оружейной палате, изображены Господь Иисус Христос, Архангел Михаил и праведный Иисус Навин.
Во времена Российской империи православные солдаты присягали на верность царю и Отечеству на Евангелии. С 1716 года по Воинскому уставу Петра I при каждом полку должен был состоять священник. В первой половине XIX века при Генеральном штабе армии появляется должность обер-священника и постепенно формируется система военного духовенства.
Главные священники военных округов и армий приравнивались в правах к полковникам, полковые батюшки — к капитанам. В их обязанности входило совершение богослужений в полковой церкви, подготовка солдат к исповеди и причастию, личные беседы, забота о церковном хоре, преподавание Закона Божия солдатским детям.
Батюшки вдохновляли воинов личным примером: так, священник Василий Васильковский в 1812 году участвовал в битве за Витебск. Он шел в первых рядах армии, причащал и исповедовал умирающих русских солдат, сам был неоднократно ранен. Он стал первым православным священником, награжденным орденом Святого Георгия.
Уже в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, после двадцатилетнего перерыва советское правительство разрешило избрание нового Патриарха. Собор епископов единодушно избрал на эту должность митрополита Сергия (Страгородского), который 22 июня 1941 года, будучи Патриаршим местоблюстителем, обратился со своим посланием к верующим и пастырям, благословляя их на защиту границ Родины.
История хранит имена батюшек, монахов и монахинь, которые, несмотря на гонения, принимали участие в боевых действиях, помогали солдатам и партизанам. Многие были рукоположены или приняли постриг уже спустя годы после войны.
На протяжении всей отечественной истории среди духовенства находились люди, готовые, как и воины, давшие присягу, пострадать за свою землю. В начале войны митрополит Сергий (Страгородский) сказал: «Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины».
Военный священник сегодня
В наши дни военные священники — это помощники командиров, отвечающие за духовное воспитание. Они не откажут в беседе не только православным, но и военнослужащим, исповедующим другие религии, руководствуясь мыслью, что понятие долга, любовь к Отечеству одинаковы у всех. Батюшки освящают казармы и оружие, участвуют по приглашению командования в мероприятиях, проводят лекции, встречаются с семьями военнослужащих и, конечно, совершают богослужения.
Отцы, несущие послушание в воинских частях, отмечают, что строгость и дисциплина армии — это почва для духовных размышлений. Молодые люди охотно участвуют в молебнах, приходят на исповедь, а некоторые принимают таинство святого Крещения. «Все-таки ситуации на службе разные могут случиться. Молиться за наших близких просто необходимо», — высказал свое мнение военнослужащий Артем Новиков. Так восстанавливается разорванная связь между армией и духовенством.
— Мне приходилось видеть русских воинов, стоящих на коленях перед образом Спасителя, — говорит благочинный Кстовского округа протоиерей Алексий Ёлкин, — вот она, сила! Вот оно, величие русского солдата, который готов преклонить колено только перед своим Богом. Именно в этом и заключена вся сила русского воинства.
С августа прошлого года в России стали возрождать традицию по вручению особого церковного одеяния священнослужителям, окормляющим военнослужащих. Георгиевское облачение, впервые с 1917 года, вручили митрофорному протоиерею Олегу Тэору, возглавляющему епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами по Псковской области. Образцом для наградного облачения послужил экспонат начала XX века, который находится в Петербургском музее истории религии.
Сегодня возрождение института военного духовенства поддерживается на государственном уровне. Еще в 2010 году по поручению Президента Российской Федерации было сформировано Управление по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации. Вспоминая слова великого русского полководца Александра Суворова: «безверное войско учить — что железо перегорелое точить» и «безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы», стоит надеяться, что взаимодействие Церкви и армии будет развиваться и дальше.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.