Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 7 апреля православный мир празднует Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля православный мир празднует Благовещение Пресвятой Богородицы

14:58, 6 апреля 2006

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии относится к двунадесятым праздникам. Он посвящен воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26 – 38). Общее значение слова «Благовещение» – благая, радостная, добрая весть. Это событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества Та, Которая была достойна послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне, за их непрестанные и слезные молитвы.

По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Мария была обручена праведному старцу Иосифу, плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника Иосифа, Мария продолжала ту жизнь, которую проводила в храме.

Святые Отцы Церкви – Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин – указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она – Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.

В тот день Пресвятой Деве Марии явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28 – 38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

На русских иконах Благовещения Пресвятой Богородицы изображен Архангел Гавриил, предстоящий перед Святой Девой; в левой руке Архангела – райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу; в книге иногда видны слова: «Се, Дева во чреве приимет» (Ис. 7, 14).

Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями. Так, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например, в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в день Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже легким, трудом в этот день считалось тяжким грехом. А вот предание о том, что в этот день, как и на другие великие праздники, солнце на восходе играет, вы можете проверить сами, если встанете пораньше.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.