Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Выксунский краевед утверждает, что Иверский монастырь основан на два столетия раньше, чем принято считать

Выксунский краевед утверждает, что Иверский монастырь основан на два столетия раньше, чем принято считать

Фото 10:34, 6 июля 2016

Текст Алексея Еремина

1 июля в выксунской библиотеке «Отчий край» состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия городского округа Выкса, в котором приняли участие епископ Выксунский и Павловский Варнава, начальник управления культуры администрации городского округа Елена Васина, благочинный Выксунского округа протоиерей Димитрий Колоколов, представители народного образования, городского музея, а также постоянные члены совета. Собравшиеся обсудили главу новой книги краеведа Владимира Королева «Инъекция №2», рассказывающей о монастыре на Выксе, существовавшем в XVII веке. По мнению исследователя, этим монастырем могла быть Иверская обитель, возраст которой принято исчислять от второй половины XIX столетия.

О том, что земли на берегу Оки не пустовали, свидетельствует большое количество археологических памятников — древних стоянок. Первое же упоминание Выксы в исторических документах относится к XVII веку: именно сюда царь Иван Грозный сослал в монастырь свою жену. Если исследователь Владимир Королев прав, то Выксе сегодня не меньше 400 лет.

Кроме того, выводы ученого открывают новую страницу в летописи выксунского православия. Краевед утверждает, что обозначенное на старинных картах и путевых отчетах Адама Олеария местоположение Рязанского Пречистенского монастыря совпадает с нынешними границами Иверской обители в Выксе. Мнение управляющего Выксунской епархией по поводу подобного открытия было крайне интересно узнать присутствующим.

«Однозначно что-то сказать сразу вряд ли возможно, — заметил епископ Варнава. — Тема, безусловно, интересная и заслуживает внимания. Во главу угла надо ставить вопрос первоисточников: насколько они правдивы, насколько дают объективную картину. Выводы мы можем сделать лишь тогда, когда имеем не одно свидетельство. Что монастырь был — карта показывает явно. Почему нет? Ведь понятно, что в свое время промышленники Баташевы приехали не на пустое место. Поэтому вполне возможно, что монастырь действительно был. Ведь статистика тогда не велась, люди уходили в леса, в пустыни, основывали монашеские общины, — для этого никаких разрешений не требовалось.

А вот где он был? Трудно сказать, располагался ли он именно на том месте, где сейчас Иверский. Это требует доказательств. Скорее всего, этот монастырь, как и большинство обителей XVII века, был деревянным. В петровское время пришел в упадок, обезлюдел, а дальше судьба деревянной постройки понятна. Доказать что-либо могут только археологические раскопки. Но надо подумать и вот о чем: что мы можем найти, даже зная точное место, где искать? А ведь находки должны однозначно говорить о том, что это не просто плошки из крестьянской избы или инкрустированные гребешки, а о несомненной принадлежности монастырю. Что это может быть? Вопрос, на который лично я сейчас не знаю ответа.

Хотя мне будет интересно познакомиться со всеми вашим выводами, – подытожил архипастырь, обращаясь к участникам заседания. – И если будет нужна помощь епархии, я готов ее пообещать».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.