17 августа Русская Православная Церковь чтит память семи Ефесских отроков, через которых Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни.
Семь Ефесских отроков, то есть молодых людей — Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин — жили в III веке в древнем греческом городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Юноши дружили с детства, и все состояли на военной службе.
Когда в Ефес прибыл император Декий (249–251), он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных ожидали мучения и смертная казнь. По доносу были призваны и семь молодых воинов. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. После этого с них немедленно были сняты знаки воинского отличия — военные пояса. Но Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них, святой Иамвлих, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы юноши умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при этом, будучи тайными христианами, вложили среди камней запечатанный ковчежец с двумя оловянными дощечками — на них были имена святых и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа. Они говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, где находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, они проснулись, словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Их тела и одежды были совершенно нетленны.
Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Юноша поразился, увидев на городских воротах святой крест. А когда услышал свободно произносимое имя Иисуса Христа, стал сомневаться, что пришел в свой город. Святой отрок подал хлеботорговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, тот понял, что Бог открывает какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере.
У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.
Вскоре император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. И тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из них положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, они сказали, чтобы их тела были оставлены в пещере на земле.
Подготовил Игорь Чистяков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.