Звонкий петушиный крик огласил лесную чащу. Теплый птичник, в котором зимует этот кочет, в лесу и стоит. Обитатели его — цесарки, гуси, куры разных пород. Некоторые — совсем уж экзотические: яркие, мохноногие, ходят, лапами пол подметают. Эти пернатые были пожертвованы скиту нижегородского Благовещенского монастыря частным зоопарком из Московской области. «Неупиваемая Чаша» — так называют скит. Живут здесь люди, пытающиеся освободиться от разного рода страстей через молитву, труд и послушание.
Вдали от мирской суеты
Богородицкий скит Благовещенского мужского монастыря Нижегородской епархии Русской Православной Церкви расположен в Борском районе, близ старинных сел Редькино и Рожново, на территории бывшей воинской части — некогда месте постоянной дислокации ракетного дивизиона войск противовоздушной обороны.
В 2005 году на территории скита был построен храм, который освятили в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», обретенной в 1878 году в городе Серпухове. Скит широко известен в Нижегородской области и далеко за ее пределами как место, где постоянно пребывает список этого чудотворного образа и где ежедневно ведется борьба с пьянством, наркоманией, табакокурением и прочими пагубными человеческими пристрастиями.
История этого монастырского подворья началась в начале 2000-х годов. Приснопамятный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) хотел организовать здесь реабилитационный центр для воинов, прошедших через горячие точки. Но на тот момент оказалось сложно сделать так, чтобы в лесу, вдали от цивилизации, постоянно находились врачи и психологи. А потом владыка отошел ко Господу. План оказался нереализованным, но направление было задано. Затем территорию передали Благовещенскому монастырю. Как подворье, как скит. Устав был положен такой же строгий, как и в обители.
Согласно ему, с момента освящения храма в скиту ежедневно творится братская молитва за всех недугующих пьянством и наркоманией. В помощь людям — образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Икона и сейчас в храме. Это список того самого чудотворного образа, явившегося в Серпухове. Иконописцы Серпуховского Высоцкого мужского монастыря сделали его специально для скита.
— Наша икона тоже отметила себя чудотворениями, — рассказывает управляющий скитом Георгий Селедцов. — Причем люди замечали здесь не только ослабление привязанности к табаку, алкоголю и наркотикам, но иногда переставали ощущать некоторые серьезные хронические заболевания. Бывали и вовсе очень интересные и необычные случаи…
Самое трудное — бороться с собой
Устав, как мы уже сказали, в скиту очень строгий. Утреннее правило в храме — два часа, примерно полтора — вечернее, плюс келейная молитва. В утреннее правило включен акафист иконе «Неупиваемая Чаша». Молятся мирским чином, священники приезжают в скит из Благовещенской обители только по великим и двунадесятым праздникам служить Божественную литургию. С недавнего времени здесь появилась традиция — по воскресным дням весь скит (кроме тех, кто занят на неотложных послушаниях) отправляется на службу в монастырь, где братия исповедуются духовнику и по его благословению причащаются. В обычное время постятся здесь, как и в обители, кроме среды и пятницы еще и по понедельникам.
— У нас здесь не реабилитационный центр, как некоторые считают, — поясняет Георгий. — Нет врачей, нет профессиональных психологов. Тут монастырь. А люди к нам приходят разные. Это и те, кто хочет встать на путь монашества. Из обители их направляют к нам. И это не меньше года. У нас есть и те, кто желает победить страсти, и те, кто вообще мало чего желает, но им просто негде жить. Мы принимаем всех. При условии, что пришедшие соглашаются выполнять строгий монастырский устав и обещают не нарушать дисциплинарный режим. Все просто: запрещено курить, нецензурно выражаться, выходить за территорию без разрешения, конфликтовать или заниматься интригами. Осуждать и роптать на непростые уставные порядки… Впрочем, иногда для человека эти обычные нормы человеческого общежития кажутся невыносимыми.
Если человек без лености трудится, искренне молится, пытается смирять себя, то он при желании может оставаться здесь хоть до глубокой старости. В скиту нет коммерческой деятельности, но очень много хозяйственных дел. Это и уборка территории, а она огромная, и приготовление пищи (многие здесь этому учатся), ремонт старой инфраструктуры, оставшейся от военных, летом — теплицы и грядки и, конечно же, уход за животными на скотном дворе. Но здесь нет послушаний физически изнуряющих, способных навредить человеку или каким-либо образом оскорбить его… Но иных Царица Небесная здесь долго не задерживает…
— Вот кто-то из трудников собирается уходить, — рассказывает управляющий скитом. — Спрашиваю: «Что-то случилось?» — «Нет. Просто я не привык так жить. Хочу сам решать, что мне делать». Вообще, самое сложное практически для всех, кто к нам приходит, — это необходимость слушаться. Безропотное послушание и отсутствие своеволия очень важны, без этих добродетелей трудно стяжать смиренный дух. А без него, без смирения, не одолеть ни одну из человеческих страстей. Антоний Великий, считающийся одним из основателей монашества, говорил, что бороться с врагом рода человеческого можно при помощи многих «инструментов», но первый и главный из них — смирение.
Послушания
Там, где складировались ракеты, теперь коровник. Буренок в обители несколько, дойных — пять голов. А еще телята, козье стадо во главе с огромным рогатым предводителем, пчелы, грядки и три теплицы, где зреют каждое лето помидоры-огурцы и прочие плоды, особенно вкусные зимой в солено-маринованном виде. Провизию скит заготавливает для собственных нужд и для братии Благовещенского монастыря. Даже сыр в скиту сами делают. Георгию, профессиональному судовому механику и строителю, пришлось даже эту науку освоить.
Максимально в скиту могут проживать 15 трудников. Но не всегда он полон. Летом люди, которые не имели серьезных намерений, как правило, расходятся, к холодам, когда заканчивается сезонный заработок, скит снова наполняется.
— Люди приходят совершенно из разных слоев населения и не только из Нижегородской области — со всей России, — говорит Георгий. — Постепенно, день за днем очищая свои души от страстей и пороков, они обретают душевный покой, и многие впоследствии уезжают в мир совершенно с иными человеческими качествами.
И воцаряется мир
В храме тихо — все на послушаниях. В рубленой церкви пахнет деревом и ладаном. Здесь хранятся частицы мощей Антония Великого и целителя Пантелеимона, святителя Николая Мирликийского, Киево-Печерских святых преподобных Агапита, Дамиана и Ипатия — врачей безмездных, частица Животворящего Древа. Перед главной святыней — образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — теплится лампадка.
— Каждым постом, второй седмицей, она прибывает в Благовещенский монастырь для молитвенного поклонения, — рассказывает управляющий скитом. — И вот, когда икона выезжает из скита, у нас начинаются искушения. Это уже все знают, кто давно живет. Только она за ворота — люди начинают ссориться между собой, что-то начинает не ладиться… Возвращается — снова мир. Так что всем здесь управляет Царица Небесная.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.