Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > От поклона до смирения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (144) 16:46, 23 марта 2017

От поклона до смирения

Большинство вопросов, которые прихожане задают священнослужителям во время поста, к сожалению, о… продуктах питания. А если вспомнить всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина? В ней ни слова о том, что, сколько и когда можно съесть! Зато в ней сказано все главное, о чем мы просим у Господа, особенно в заключительной фразе: «Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать своего брата». В сегодняшней подборке ваших вопросов мы рассуждаем, какими нас желает видеть Господь, что нужно для этого сделать?

Пришла в отчаяние от тяжкой болезни, когда вдруг ощутила, что не одна в своем горе и есть на Кого надеяться. В радостном волнении поехала в монастырь. А там первая же монахиня, к которой я обратилась, так грубо меня оборвала, что я почти потеряла сознание. Уехала домой и больше не могу туда ехать. Как преодолеть себя? Или я, действительно, недостойна там быть?

— Один Господь знает, кто достоин, а кто не достоин быть в храме, прикладываться к святым иконам и мощам, причащаться Христовых Таин. Но Он же дает нам всем возможность это делать. Нас зачастую сковывает незнание тех или иных правил, стеснение сделать что-то не так в совершенно для нас не знакомой обстановке церкви. И на пути нам еще, кроме того, нередко встречаются особенно рьяные «знатоки» церковных правил, которые, вместо того чтобы с кротостью и смирением помочь новичку, объяснить ему, как и что правильно сделать, налетают на него и с какой-то непонятной ревностью грубо отталкивают от храма, порой надолго. Такое, к сожалению, хотя все реже, но встречается даже и в монастырях. Видимо, и вам пришлось столкнуться с таким человеком. Думаю, что едва ли это была монахиня, может быть, послушница или еще кто-то из монастырских жителей (миряне по незнанию всех в черном одеянии относят к монашествующим, а это не всегда так). И потом, подобная встреча всегда является для вступающего в Церковь серьезным испытанием, так сказать, на прочность. Вам следует преодолеть свои сомнения и недоверчивость и, конечно же, пойти в храм и съездить в тот монастырь, и даже если вам опять выпадет подобное испытание, со смирением принять его, памятуя, что вы пришли в церковь не к людям, а к Богу и на пути к Нему никто у вас не должен стоять, ведь, если вы сделали первый шаг, значит, Господь позвал вас.

В результате операции, которую провел очень известный врач, я стал инвалидом. Попробовал судиться, но — комиссии, экспертизы… — понял, что правды мне не добиться. Может, мне его просто уничтожить, чтоб других он так же не «вылечил»? Теперь это цель и смысл моей жизни… Будете говорить, что я не прав?

— Будем говорить, что, разумеется, вы не правы. Кажется, вы и сами это понимаете, во всяком случае, сомневаетесь в своем мнении, иначе бы не задали такой вопрос. Отвечу, как на это смотрит христианское вероучение. Во-первых, соглашаясь на операцию (добровольно!), вы оказали доверие врачу, тем самым негласно признавая и его право на неудачу. Если сейчас вы задаете вопрос священнику, то и священник вправе у вас спросить: а вы молились перед операцией? Вы молились за врача, который должен был вас оперировать, просили у Бога, чтобы Он управлял рукой хирурга? Скорее всего, вы этого не делали. После неудачной операции вы стали инвалидом. Так неужели надо мстить человеку, который, конечно же, не по злому умыслу не смог добиться положительного результата? Да, беда произошла с вами. Но Господь даже беды и болезни посылает нам для нашего спасения. Я помню, как одна инокиня на исповеди с горечью сказала: «Я давно не болела, так что даже забыла спасительное состояние болезни». Так на это смотрят христиане. По-иному, в отличие от неверующих, они смотрят и на воздаяние за зло, им причиненное, помня слова апостола: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:17–19). А Сам Христос сказал: «… любите врагов ваших… Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф 5:44,46–47). В этих словах всем нам предложен своего рода оселок, на котором проверяется, христиане ли мы? Трудно не желать зла своим врагам? Невозможно? С Божией помощью возможно и это.

На юбилеях по случаю дня рождения принято хвалить виновника торжества, но, как я поняла, человек не должен знать о своих достоинствах и выслушивать похвалы?

— Человеку, действительно, полезней — для спасения души — слышать о себе правду, даже если она не всегда приятна, как бывают полезны и горькие лекарства. Но, согласитесь, было бы, мягко говоря, странным, если бы на торжествах собравшиеся стали высказывать юбиляру его недостатки. Кроме правил и законов существуют, как вы понимаете, традиции, и нарушать их едва ли имеет смысл. Для того чтобы помочь человеку избавиться от тех или иных недостатков, мешающих спасению его души, найдется другое время и другое место. А на торжествах почему бы не сказать добрые слова, при условии, конечно, что они правдивы и не приведут этого человека к тщеславию.

Многие говорят, что Церковь запрещает смотреть телевизор, особенно во время поста. Так ли это?

— Церковь не запрещает, она преду­преждает нас, как опасно быть зависимым от телевизора. Я не говорю даже о передачах, коверкающих сознание и души, как детей, так и взрослых. Речь идет о том, чтобы мы умели выбирать, что нам полезно, а что вредно и нередко губительно для души. Следует помнить, что яд не наливают стаканами, он проникает в нас по капле и постепенно разрушает нашу систему ценностей. Немало и хороших передач, в том числе христиан­ских, но огромное количество и безвкусицы, и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку и к своему Отечеству. Как можно что-либо запретить «свободному» человеку? Я бы очень желал всем, у кого еще не атрофировано чувство самосохранения, у кого не спит христианская совесть, кто небезразличен к будущему своих детей: умейте нажать вовремя кнопку.

Что касается поста, действительно, есть традиция во время Великой Четыредесятницы ограничивать себя от развлечений, в том числе и от телевизора. Многие благочестивые люди не смотрят в это время передачи, и, я думаю, это полезно. Но традиция эта народная, а не уставная.

В газете «Вестник ЗОЖ» прочла статью о пользе поклонов. Автор называет их эффективным оздоровительным средством. Говорится о том, как объяс­няют поклоны народные целители, дается техника поклонов, якобы когда-то данная политзаключенным отцом Калининым. Мне эта статья показалась во многом спорной. Не могли бы вы рассказать о поклонах?

— Я познакомился со статьей Леонида Малышева, перепечатанной «Вестником ЗОЖ» из украинской «Интересной газеты». Надо сразу сказать, что публикация никакого отношения к христианству не имеет. Обычный набор экстрасенсорных терминов: «чакры», «энергии», «медитация»… Даже Иисусова молитва (правда, приведенная в сокращении) называется здесь «универсальной мантрой», а Сам Христос — «величайшим Учителем», который «всегда знал, с кем имеет дело». Он, оказывается, одних крестил слева направо, чтобы перенести избыток энергетики туда, где ее не хватало, а других — справа налево — тех, у кого было «явное преобладание янской энергетики». Под такой, извините, галиматьей не подпишется ни один христианин, какой бы то ни было конфессии.

Для христиан Иисус Христос — Бог, а не просто Учитель, или гуру, проповедующий могущество космической энергетики и, как говорится в публикации, «разом избавляющий больного от всех болезней». Хочется дать вам один совет: будьте разборчивее в чтении, а уж как только встретите в тексте слова из лексикона экстрасенсов (как бы они себя сегодня ни называли), отложите газету или журнал и другим читать не давайте. Не все полезно, что с виду привлекательно.

Теперь о поклонах. Энциклопедия «Христианство» (т. 2, стр. 359) определяет их так: «Поклоны — символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом…» Поклоны в Православной Церкви бывают «великими» и «малыми». Малым называют наклонение главы, при котором иногда достают правой рукой до земли. Великим поклоном называется склонение главы и тела до земли (земные поклоны). Такие поклоны предписываются церковным уставом во время великопостных богослужений и вообще при усиленной молитве. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Как видите, ни о каком перемещении энергии и других экстрасенсорных фокусах речи не идет.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.