И ведь все уже давным-давно сказано: гром не грянет — мужик не перекрестится. Кратко и лаконично. Возникает вопрос: религиозность человека поставлена в зависимость от складывающихся обстоятельств, или обстоятельства влияют на проявление религиозных потребностей? Вот уже много лет замечаю, что как только начинается дачно-полевой сезон, так храмы заметно пустеют. Причина очевидна — весна.
Делу — время
Вместе с весной приходят дни, когда трудолюбивый крестьянин — да-да, крестьянин, будь он хоть инженер, или врач, или шофер, или педагог, — становится крестьянином. Земля, спавшая длительное время под покровом снега, просыпается, и ее нужно обиходить. Вспахать, удобрить, если это не сделано осенью, что-то посеять-посадить, ну и все такое. Крестьянский календарь при этом четко отражает специфику образа жизни православного труженика: «Картошку-то до Николы посадить надо».
Но можно ли было бы себе представить, что раньше богобоязненный крестьянин употребил свои земледельческие усилия в ущерб церковному ритму жизни? Не пошел бы в положенное время в храм на молитву только ради того, чтобы «поработать в огороде». В общей массе, конечно же, нет. Но современный человек, оторванный от земли и приникающий к ней только в особых обстоятельствах: в выходные и праздники, — находит оправдание тому, что в положенное время он не в храме, не на богослужении. «Другого времени-то у меня нет».
Получается, что, становясь на время крестьянином, современный человек перестает быть христианином. Вроде как, тоже на время. Можно, как говорится, и войти в положение, но не является ли это устойчивой тенденцией в духовной, если ее так можно назвать, жизни человека? Происходит парадокс. Не в сезон полевых работ люди более или менее регулярно и осознанно посещают храм, возможно, даже не раз убеждаются, что все зависит от Бога. Но те же самые, с позволения сказать, христиане вдруг переносят Его на периферию своего сознания, и из Животворящей Силы Бог Вседержитель становится некоей служебной фигурой до поры до времени. Человек выходит на поле в полном погружении в свою самость, не обратившись за благословением к Богу, что называется, не помолясь. А воскресная наполняемость храма, и так-то ущербная от отсутствия «не практикующих христиан», снижается еще более из-за того, что начался «дачный сезон».
Нет, если вёдро застоится или, наоборот, дожди зарядят, то — будьте уверены — придут за молебнами и «от засухи», и «от дождя». А если «картошка родится, корова доится», то Господь в «режиме ожидания» — когда соблаговолят. В этой ситуации проявляется наше отношение к Богу. Мы как бы говорим Ему: извини, дорогой, Ты, конечно, Бог, и все такое, но Бог-то Бог, да и сам будь неплох. Кто-то скажет: «батюшка утрирует». Да, я умышленно это делаю и, может быть, довожу до абсурда, но как иначе разглядеть наше потребительское отношение к Тому, Кто ждет от нас не особого внимания к Себе, а жертвенности по определению, и не просто веры, но доверия в буквальном смысле.
Не Он ли говорил Своим ученикам и апостолам, а значит и всем нам: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:31–34).
«Поделию» час
Святитель Филарет писал, что «после Царствия Божия не возбраняется искать и того, что необходимо для земной жизни; следовательно, искание Царствия Божия не принуждает всех бежать из мира в пустыню, не запрещает жить и трудиться в мире. Не согрешишь, если сбережешь на завтра то, что Бог послал тебе с избытком сегодня; Он Сам некогда повелел собрать оставшиеся от насыщения народа избытки крох, «да не погибнет ничтоже». Но если представится тебе случай раздать эти избытки нуждающимся сегодня же, то не жалей их — раздай, а о завтрашнем дне отложи заботу. Помни, что в Царствие Божие войдут только люди праведные, поэтому и ищи правды этого Царства, показывай в жизни дела правды и гони от себя всякую неправду; как бережешь жизнь, так соблюдай и правду. Тогда все приложится тебе. Святые отцы называют искание Царства Божия, попечение об угождении Богу и спасении души настоящим делом: а все земные дела — только «поделием», то есть занятием второстепенным, маловажным».
Исходя из этого, было бы правильным, а именно так поступали благочестивые крестьяне, сначала быть на богослужении, а уже потом приступать к тем или иным работам по необходимости. Как пример, приведу рассказ, слышанный мною в Дивееве. Находясь там по случаю очередного послушания, обратил внимание на то, что не вижу уже который год одного старичка, который приметно присутствовал ранее на всех торжествах в дни памяти преподобного Серафима Саровского. Его седовласая голова с приветливой детской улыбкой навсегда запечатлелась в моей памяти. Умер, говорят…
После воздыханий и сожалений мне поведали о том, что в селе, где он жил, односельчане так ему завидовали, что однажды облили керосином грядки с картошкой, которая буйно росла, удивляя всех своей яркой и сочной ботвой, в то время как все село вело битву с колорадскими жуками. По воскресным дням согбенные спины соседей украшали картофельные поля, и всяк видящий их понимал, что идет сбор колорадских жуков. Только тишина посадок этого дедка не нарушалась. Дедок был в церкви, как и полагается христианину в воскресный день. «Странное дело, — изумлялись соседи, — мы горбатимся-горбатимся, а он бездельничает; у нас все чахнет, а у него — буйным цветом». Вот керосин и пошел в дело, как выражение зависти и непонимания.
А, казалось бы, чего проще! Человек не просто верил, но доверял Богу и был уверен, что Господь имеет попечение о нем. И результат его веры, как говорится, был налицо. Простая, бытовая история. И здесь ни о каком чуде речи нет. Это ответ Бога тому, кто слышит Его. «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Притч 10:3).
«Работающим» по воскресеньям на заметку
Первым церковным правилом, которым узаконивается обычай отдыхать в воскресенье, стало 29-е правило Лаодикийского собора, прошедшего в конце IV века. «Не подобает, — гласит это правило, — христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам».
Противопоставление воскресенья субботе, в которую следует работать, показывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова «аще могут» дают понять, что необходимые, важные и неотложные дела могут быть исполняемы и в воскресенье, без нарушения его святости. Так, христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписаниях, которыми было обременено в позднейшее время иудейское празднование субботы: они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.
Обычай соблюдать воскресный покой был утвержден и властью императоров. Святой Константин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил в воскресенье торговлю, и это позже было подтверждено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать только необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запретили воскресное судопроизводство, за исключением случаев, когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки.
Церковь запрещала в праздники именно житейские дела. А дела благочестия, милосердия, которые главным образом и освящают воскресный день, всячески одобряла, таким образом признавая воскресенье днем духовной радости. Отсюда и запреты на пост (см. 64-е апостольское правило, 18-е правило Гангрского собора) и коленопреклонение (см. 20-е правило I Вселенского собора; 90-е правило VI Вселенского собора) в воскресные дни. Вместе с тем, запрещены были — не только Церковью, но и гражданским правительством — суетные и мирские увеселения, поскольку воскресному дню прилична только духовная, священная, религиозная радость (см. 66-е правило VI Вселенского собора, 32-е правило Карфагенского собора).
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.