Как ни богат красотами славный Нижний Новгород, но вид старинного Благовещенского монастыря, расположившегося между Окой и крутым откосом Дятловых гор, как-то особо трогает душу. Толстые стены, местами потрескавшиеся от напора горы, прильнули к обрывам речного берега. В разные времена года белоснежные монастырские постройки то сверкают на фоне зеленых бархатных склонов, то почти сливаются с бледно-молочным небом. Что они помнят, что расскажут нам?
Военный форпост и очаг просвещения
Благоверный князь Владимирский Георгий Всеволодович, закладывая в 1221 году монастырь одновременно с городом, думал не только о красоте святой обители. Он выбрал место для будущего монастыря поблизости от переправы через Оку. Монастырь-крепость должен был прикрывать переправу и подступы к Нижнему Новгороду с запада, с реки. Город должен был стать не только новым форпостом Руси на волжских землях, но и очагом просвещения для многочисленных языческих народов.
Населявшие эту местность мордовские племена эрзя далеко не сразу отказались от своих языческих богов, чтобы принять веру в единого Господа Иисуса Христа. Влиятельный князь (инязор) Пургас, в XIII веке возглавлявший всех эрзян, не желал ограничения своей безраздельной власти и перехода подчиненных им народов в христианскую веру. Он организовал княжескому войску ожесточенное сопротивление. Пришлось в январе 1229 года миролюбивому Юрию Всеволодовичу усмирять мордву силой. Поход против них был поначалу успешным, но спустя несколько месяцев Пургас собрал войско и нанес Нижнему Новгороду ответный удар. Его люди сожгли окружающие город села, посад и новый монастырь.
Уничтоженную обитель пришлось отстраивать заново. Впрочем, постройки монастыря за многовековую историю пострадают еще неоднократно, не только от врагов, но и от пожаров, оползней и даже аномальных снегопадов. А вот своим возрождением через сто лет после основания и началом расцвета обитель обязана святителю Алексию Московскому, митрополиту Киевскому и всея Руси.
Молитвой и дипломатией
Родился будущий святитель в Москве в 1292 году в семье богатого боярина Феодора Бяконта и при крещении был наречен Елевферием. Знатное семейство было приближено ко двору великого князя, и перед ребенком открывалась возможность жизни в богатстве и почестях. Но Господь уготовил ему иной путь. С малых лет мальчик почувствовал любовь к Господу и желание служить Ему, а в двенадцатилетнем возрасте случилось с ним чудесное происшествие. Когда он расставлял на поле силки для ловли птиц, внезапно его сморил сон, и во сне он услышал голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей!»
С тех пор в душе отрока зародилось желание отказаться от мира. В девятнадцать лет он принял постриг с именем Алексий в московском Богоявленском монастыре, где игуменом был святой Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. До сорока лет инок Алексий провел в посте и трудах, усердных молитвах. Богоугодной жизнью он снискал почитание мирских и церковных властей и скоро стал подниматься в церковной иерархии до самых высших ступеней: в 1354 году Патриарх Константинопольский Филофей поставил его митрополитом Киевским и всея Руси.
Много потрудился назначенный митрополит для укрепления православия на русской земле. Большое значение святитель Алексий придавал созданию общежительных монастырей. В конце 1376 года — начале 1377‑го он благословил учредить общежитие в обители преподобного Сергия.
Своими молитвами и умелой дипломатией он усмирял многие раздоры русских князей, объединяя их вокруг Московского княжества, готовя союз в борьбе против монголо-татарского ига. Он же наставлял в вере рано осиротевшего княжича Димитрия, будущего святого князя Димитрия Донского. А пока тот подрастал, проявлял чудеса дипломатии в переговорах с могущественной Ордой.
Через Нижний по пути к чуду
Почитание святителя среди ордынцев было столь велико, что в 1357 году татарский хан Джанибек, прослышав, что по молитвам митрополита Бог творит чудеса, обратился к великому князю Московскому с просьбой прислать ему человека Божия, чтобы исцелить его жену Тайдулу, три года как потерявшую зрение. По своему смирению святитель Алексий сильно переживал, что не достоин такой беспримерной милости Спасителя, чтобы через него явилось великое чудо, но к Джанибеку собрался. Перед отъездом он со всем духовенством совершил в Успенском соборе молебен, во время которого свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой. Воодушевившись от доброго знамения, святитель Алексий взял с собой кусочек воска от той свечи и отправился в Орду по речному пути.
Дорога проходила через Нижний Новгород, и митрополит навестил Благовещенский монастырь, остановившись на отдых возле святого источника Гремячий ключ. Здесь он подкрепил живительной влагой скудную трапезу и, отметив, как бедна и разорена пожарами и набегами обитель, дал обет, если Бог даст остаться живым в столь тяжелом испытании, помочь возрождению и укреплению монастыря. Предание свидетельствует, что, прибыв в Орду, святитель возжег малую свечу от гробницы святого Петра, совершил молебен о здравии ордынской царицы, окропил ее святой водой, и она тотчас прозрела.
Возвратившись домой, не забыл Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, про нижегородский Благовещенский монастырь. По его распоряжению он получил статус митрополичьего (впоследствии — патриаршего). На средства самого святителя в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая церковь Благовещения (в те времена на нижегородской земле лишь третья по счету каменная церковь). Им же была дарована ставшая главной святыней монастыря Корсунская икона Пресвятой Богородицы византийской работы.
По волнам истории
Высокая опека и богатые дары многочисленных жертвователей в скором времени преобразили Благовещенский монастырь. А когда в Нижний Новгород перенесли ярмарку из Макарьева, количество благотворителей и паломников еще увеличилось. В XIX веке нижегородские купцы внесли немало средств на строительство в обители собора Воскресения Христова, впоследствии переосвященного в честь святого митрополита Алексия.
Несколько веков Благовещенский монастырь был крупнейшим центром православного просвещения Поволжья. Большевики закрыли обитель, изъяв все богослужебные ценности и подвергнув преследованиям его насельников. И хотя монастырские постройки считались памятниками старины, до конца 1980‑х годов никто не заботился об их восстановлении.
Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда древняя обитель была возвращена Нижегородской епархии, а 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия монастыря. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в стенах Благовещенской обители разместилось Нижегородское духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. Алексеевский храм в настоящее время находится в ее ведении, и все послушания в нем выполняют его учащиеся. О том же, чем живет обитель в наше время, мы еще расскажем.
Евгения Карезина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.