Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Мнения > Блогеры нашего времени
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (119) 15:00, 8 июня 2017

Блогеры нашего времени

В последних числах мая на телеканале «Звезда» вышел выпуск программы «Особая статья», взорвавшая эфир горячими спорами и дебатами. Обсуждали молодежь современную и советскую: какая лучше? Говорили об установках и ценностях, о кумирах. Кумиры как раз и стали камнем преткновения в спорах о том, кем же станет наша молодежь спустя 10 лет. И стоит ли уже сегодня бить тревогу? Авторы программы показали подборку сюжетов из видеоблогов звезд интернета — эпатажных, скандальных, провокационных. Их участники — герои нового поколения, «золотая молодежь»: Ольга Бузова, Диана Шурыгина, Мара Багдасарян, Леся Кафельникова и другие. Они собирают миллионы подписчиков, зарабатывают на этом большие деньги и часто учат детей ненужным и даже опасным вещам. Почему они стали «героями нашего времени» для подрастающего поколения? И что или кого мы можем этим блогерам противопоставить? — обсуждаем с героями нашей рубрики.

Татьяна Фалина, журналист:

— Блоговость — это синдром времени, явление. Это особенность ментальности современного человека в эпоху научно-технического прогресса. Записывать видеоблоги просто, быстро, это тот формат, в котором удобно работать. Интернет стал литься рекой, с мобильного телефона можно просматривать видео, что еще несколько лет назад было невозможно. Поэтому жанр «новости от меня самого», «я сам себе информагентство» завоевал пространство и популярность. Почему такая форма нравится детям? Это зрелищно, интересно, динамично. И самое привлекательное для ребенка — что он это может повторить. Записать себя на камеру и тоже стать блогером.

Нельзя забывать, что молодые умы всегда будоражат темы, которые под запретом. Излишними запретами мы даем популярность тому, что само по себе ее не завоевало. Меня, например, возмутило, когда начала приходить смс-рассылка про «Синих китов» и якобы планируемых массовых суицидах. Родителей она не предупредила, только панику поселила, а детей зато заинтересовала. И те, кто никакого отношения к этим группам не имел, полезли искать и смотреть их в интернете.

Если нас беспокоит интерес ребенка к подобным блогам, подойдет правило, которое используют для помощи людям, попавшим в тоталитарную секту: не ругать, а спрашивать, не читать нотации, а задавать вопросы. Не говорите с гневом ребенку: «Что за ужас ты смотришь»? Лучше спокойно спросить: «А почему тебе это нравится? Тебя этот момент не смутил?»

Ребенок может не знать даже символики Вечного огня. Возможно, его привлекла музыка в этом сюжете. Поэтому надо спокойным тоном продолжать: «У нас на комоде стоит фотография твоего дедушки, он был фронтовик, защищал Родину. А получается, что ты смотришь людей, которые пляшут у него на костях?» Надо, чтобы через рассуждения ребенок сам пришел к выводам и сам отказался от таких кумиров.

Надо смотреть на правила построения и ведения блога, которые нравятся молодежи, и по ним выстраивать хороший контент. Почему бы не вести блоги молодым священникам? Надо работать с молодежью, говорить на ее языке, показывать, что любая тема может быть интересной, яркой, не только скандал и провокация. Можно очень интересно рассказать об открытии какого-нибудь физического явления. Молодежь в большей степени реагирует на форму (зрелищно, динамично, остроумно), а не на содержание. Значит, надо предлагать в той же форме, но нормальное содержание. Ребенка надо учить интернет-культуре. Порой нам просто лень посидеть и полазить по молодежным блогам и найти интересную альтернативу, которую можно предложить ребенку.

Дмитрий Ожигин, специалист в области цифровых коммуникаций:

— И официальные СМИ не брезгуют «пятиминутками ненависти», поэтому молодые люди интернет-негатив воспринимают так же легко, как и люди постарше поглощают негатив телевизионный. Негатив и порицание проще, чем позитив и созидание. Негатив всегда в повестке нашей жизни, и он воспринимается естественно, тем более молодым поколением, которое любит бунтовать против всего старого и костного.

Есть множество и полезных видеоблогов, но люди, руководствуясь только инстинктами, предпочитают не развиваться, а смотреть развлекательные передачи и блоги. Потому что это проще и это заменяет им настоящую жизнь, где надо прилагать усилия.

Иван Калмыков,
руководитель общественной организации «Молодая гвардия»:

— Я поинтересовался у своих соратников, молодых общественников, кого из популярных блогеров «новой волны» они могут назвать. Ребята лишь развели руками — у них нет времени, чтобы следить за чьим-то бессмысленным лицедейством в сети. Ведь есть куда более необходимые учеба, спорт, волонтерская деятельность, поиск себя в профессии…

Особенно часто в последнее время появляются в сети записи о дерзких поступках отдельных представителей молодежи, связанных с нарушением правовых или этических норм. Быть может, они так и остались бы на уровне местечковой пакости, но с возмущением или одобрительной ухмылкой другие пользователи продлевают виртуальную жизнь этому поступку. Репост за репостом, и вот уже в крупнейших «пабликах» появляется очередное «геройство». Известен такой постулат: «Если о мероприятии не написала пресса — его не было». Сейчас говорят и так: «Если ты не сидишь на передаче у Малахова, тебя нет».

Верю, что и мы со своей стороны, и государство — со своей в силах изменить текущую информационную политику, покончить с культом разврата и происшествий. Людям дела, наверное, не стоит пренебрегать активностью в соцсетях. Только позитивный пример, созидание, помощь обездоленным, успехи в творчестве и спорте смогут перекрыть информационный мусор и укрепить в сердцах людей надежду на лучшее.

Людмила Хрисанфова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Проблема не в блогерах, а в особенностях подросткового возраста. С 11 лет сильно желание получать разнообразные впечатления, испытывать острые и сильные эмоции, не только положительные. И если семья стремится полностью оградить ребенка от воздействия интернет-аудитории — это неправильно, да и в современных реалиях невозможно. Чтобы подростки не ушли общаться с псевдокумирами в сеть, взрослые должны предоставлять им возможность получать впечатления теми способами, которые не разрушают психику, но помогают сформировать у взрослеющих детей важные личностные качества: целеустремленность, силу воли, ответственность, умение преодолевать трудности, трудолюбие, активность и другие. Это можно делать за счет спорта, туризма, в том числе экстремального, творчества, молодежных объединений и волонтерских инициатив.

Второй момент. У всех детей есть потребность в круге общения. Подростку важно, чтобы были друзья, которые будут с ним «дышать одним воздухом». Если у ребенка круг общения не сложился, даже если он из благополучной семьи, то он будет искать друзей в интернете — это проще и легче. Но надо понимать, что в сети ребенок получает иллюзию, что он не один.

Андрей Синицын, веб-программист:

— Я не вижу проблемы в том, что молодежь подписывается на таких блогеров. Дух бунтаря был у молодых во все времена. Желание выделиться, быть не таким, как все. Вполне понятно, почему такие блогеры им импонируют. Запрещать или продвигать контент противоположной направленности не имеет смысла. Люди все равно выберут то, что им ближе. Видео с противоправными действиями, конечно, не есть хорошо. А в хулиганских блогах с громкими высказываниями, не нарушающими закона, морали, ничего плохого не вижу. Это способ выплеснуть негативную энергию, это культура протеста. Давайте вспомним Советский Союз. Несмотря на то, что все равнялись на космонавтов и ученых, были стиляги, хиппи, панки, рокеры… Молодежная субкультура существовала и тогда, только сейчас она не в подполье, а на виду благодаря интернету.

Иерей Илия Третьяков, замруководителя миссионерского отдела Нижегородской епархии:

— Падение границ между разными аспектами бытия и, как следствие, свобода распространения информации характеризует современную эпоху. Техническим воплощением этих идей стал интернет. И если популярный мультипликационный персонаж пару десятилетий назад словами задушевного романса сетовал, что «телевизор мне природу заменил», то на нынешнем витке прогресса интернет пытается заменить человеку и природу, и друзей, и отношения. В предельном смысле сеть увлекает человека в мир симулякров и миражей, где горделивое «Я» становится мерой всех вещей. Упрощенный виртуальный мир не нуждается в Боге. В нем без четко очерченных границ начинает проявляться внутренняя, подчас потаенная сущность человека. Мир — виртуальный, а действовать начинают реальные страсти: проще стремиться к плохому, но популярному, трендовому. Плохие парни — в тренде; хамство, зависть, подлость позволяют накрутить просмотры и лайки. А чтобы стоять в правде, необходимы немалые усилия. Такие же усилия нужны для проверки фактов и собственной рефлексии по поводу происходящих событий.

Царство Небесное, о котором говорит Христос, — это безграничное совершенное бытие, лишенное каких бы то ни было сдерживающих факторов. И эта свобода позволяет помножить на божественную бесконечность все накопленные возможности человека. Добродетель не будет ограничена законами падшего человеческого мира, но и порок не удастся скрыть воспитанием или боязнью наказания.

Здесь я вижу некое сходство Царства Небесного и виртуального мира. Сеть не более чем сокровищница, из которой, по слову Евангелия, добрый человек выносит доброе, а злой — злое (Мф 12:35). Часто именно здесь человек показывает свое истинное лицо. Порой, прячась за маску анонима, он проявляет как свои добродетели, так и пороки, транслируя свой внутренний мир на миллионы пользователей. Комментируя очередной пост или вступая в горячую сетевую полемику, христианину полезно задуматься: а «лайкнет» ли Господь твой нынешний комментарий? «Репостнет» ли к Себе твой очередной пост? Узнает ли Он в твоем виртуальном персонаже образ Своего ученика?

И еще один животрепещущий вопрос: как реагировать на негатив в сети? На мой взгляд, очень просто. Стоит помнить правило аскетики: борьба со злом отнюдь не требует злой физиономии. Зло побеждается только добром, добрым информационным поводом. Для христианина характерно евангельское осмысление любого пространства. Даже виртуального. Поэтому и в этом пространстве, где живут сплошные тролли и скептики, нужно пытаться собственным примером явить универсальность евангельской истины. Делать ради Бога реальные добрые дела, тем самым генерируя положительный контент для виртуального пространства.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.