Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > «Молись в тишине чувств»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (119) 15:25, 8 июня 2017

«Молись в тишине чувств»

Архангельская земля подарила России двух великих людей. И Михаил Васильевич Ломоносов, и праведный Иоанн Кронштадтский не нуждаются в особом представлении. Оба выросли в сельской местности, у обоих было непростое детство. Но если будущему ученому в юном возрасте основы грамоты давались легко, то сын дьякона Иван Сергиев с трудом читал и запоминал сказанное учителем. Мальчик горячо молился, чтобы Господь просветил его разум. И его молитвы были услышаны.

После окончания училища и Архан­гельской духовной семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Будущий священник решил посвятить себя миссионерской деятельности и однажды увидел сон, в котором он нес послушание в церкви, где никогда не бывал.

После завершения учебы он женился на дочери протоиерея Кронштадтского Андреевского собора, где и сам стал служить. Вся жизнь праведного Иоанна была связана с этим храмом. Неся свое пастырское послушание, молодой батюшка заботился не только об обездоленных, но и о людях, страдающих от пьянства, уличных попрошайках. «Нужно любить всякого человека в грехе и в позоре его. Не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем», — говорил он.

Праведный Иоанн основал Дом трудолюбия, с приютом и школой, женский монастырь в Санкт-Петербурге. Он не только отдавал все пожертвования на богоугодные дела, но и собственные вещи и жалование тратил на бедных. Современники же почитали его прежде всего как чудотворца. К нему приходили лично, ему слали просьбы молиться о болящих, которые потом получали исцеление.

Духовное наследие святого обширно. В своих дневниках он пишет о том, как должно произноситься молитвенное слово: «Против прекрасных молитв, влагаемых в уста христиан Церковью, у плотского ленивого человека есть оружие — невнимательность и рассеянность, и притворство во время их чтения. Надобно строго смотреть за собою, чтобы каждая молитва была читаема от души, неспешно».

Праведный Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, но после 25 лет педаго­гической деятельности был вынужден оставить ее. Этого потребовало пастырское служение. Всероссийская известность приводила к нему тысячи верующих. Андреевский собор никогда не пустовал: только чтобы причастить всех молящихся на его службах, требовалось несколько часов. Желающих покаяться во грехах именно перед ним было столько, что праведный Иоанн устраивал общие исповеди: люди так доверяли батюшке, что прилюдно говорили о своих слабостях. После литургии он навещал болящих в Кронштадте и Петербурге. Батюшка ложился за полночь, а вставал еще до зари.

В 1908 году он скончался от продолжительной болезни, мучавшей его в последние годы жизни. Его погребли в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре в Петербурге.

В год столетней годовщины революционных событий уместно вспомнить высказывания святого Иоанна Кронштадтского о будущем страны. Он писал о том, что будет с его родиной, если она утратит свою веру: «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

Святой Иоанн задается вопросом, на который сам же дает ясный ответ: «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.