Вековечные поля, задумчивые рощи, дружные перелески и косые избы — архетипы русской природы и отзвуки русской души. С другой стороны — сочные драматичные пейзажи непокорной южной природы — величественные горы и каменные гряды у бурлящего вольного моря. А еще динамичные черно-белые миниатюры из деревенского быта. И тут, и там — белые церкви, то занесенные снегом, то затерявшиеся в каменном ожерелье великанов-гор. Словно нить, соединяющая разные стороны святой Руси, такой же разной, как и те, кто коснулся своей кистью ее красоты.
Связь с традицией
Авторы этих разных, но звучащих в унисон работ — нижегородские художники Трофимовы — Владимир и Наталья, а также их дети — младшая дочь Дарья и ее супруг Александр Эллинские. Выставку Трофимовы решили приурочить к своим юбилеям, которые оба художника отмечают в этом году. А начать череду выставок единодушно решили со Свято-Никольского центра на Автозаводе, поскольку именно отсюда, с этого прихода, начиналось их укрепление в вере, а также первые опыты в иконописи, их весна православия. Выставка открылась в стенах центра 20 мая, сюда пришли друзья художников, близкие по духу люди и прихожане собора.
— Сейчас многие художники пытаются показать себя творцами чуть ли не на уровне Бога. Они используют искусство лишь для самовыражения, чем сбивают с толку многих молодых авторов, — поделилась искусствовед Наталья Квач, которая много лет знает Трофимовых. — У Владимира же и у Натальи в работах раскрыта прежде всего красота Божиего мира. Художник не соревнуется с Богом, а старается показать, что он понял, увидел и постиг, созерцая гармонию и красоту видимого мира. Эти выставки обладают колоссальным зарядом энергии и самым важным — тесной связью с православной традицией, ощущением присутствия Создателя.
Единство в главном
Яркие, сочные краски, крупные мазки, лирическое начало — это работы Натальи Степановны. А вот динамичные, пульсирующие думой и сердечным ритмом произведения Владимира Васильевича. Они дают почву для размышлений и ассоциаций. Разное видение мира — живописное и графическое — легко и гармонично соединяется в общую картину впечатлений и художественной рефлексии. А все потому, что единство художников — в главном. Смотришь на их произведения, и душа отдыхает. Они осторожны и уважительны к объекту изображения: не ломают живописных канонов, не пытаются выразить себя, перекричав природу. Они словно уступают в своих работах ей место, чтобы зритель сам смог в полной мере насладиться ее живой, начертанной Божиим перстом красотой.
Владимир Васильевич почти всю жизнь работал в жанре станковой графики и книжной иллюстрации. «Привязанность к книге у него — хроническая и давняя», — говорит его супруга. Владимир Васильевич делал серию работ по мотивам произведений Ивана Бунина, Василия Белова, Евгения Носова. Например, иллюстрации к историческому роману Макарихина «Нижегородцы», которые попали на эту выставку.
Наталья Степановна активно преподавала в различных творческих студиях Нижнего Новгорода. И всегда много писала для души. Потому что могла опереться на мужа-кормильца.
Ты — за дело, а дело — за тебя
В начале 1990 х годов, когда снова в нашей стране зазвонили и стали приглашать на молитву колокола храмов, в творчестве обоих Трофимовых произошел перелом. Светские художники, участники многочисленных выставок разных уровней, они на какое-то время даже забросили этюдники и по-детски, с головой, ушли в совершенно новую художественную реальность — непостижимый, недосягаемый мир русской иконы.
Школой иконописи для Трофимовых была Третьяковская галерея с ее уникальной коллекцией икон в древнерусских залах, Андроников монастырь, ризница Троице-Сергиевой. «Мы учились у иконописцев древности и искали ответы на вопросы. А вопросы появлялись, как только начинали открывать икону», — поясняют художники.
Обучение азам иконописи шло по принципу: «Ты — за дело, а дело — за тебя». Господь посылал людей, которые помогали, консультировали, делились материалами. Свою первую работу в храме Трофимовы выполняли под руководством своих друзей — иконописцев Буровых. Вместе они писали иконы для центрального иконостаса в храме Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Гнилицы. Затем был храм святой мученицы Татианы в микрорайоне «Северный», заказы по области и далеко за ее пределами. Ключарь Никольского собора протоиерей Александр Бухвостов тоже с гордостью заметил, что именно Трофимовы писали иконы для храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Вад, его прежнем приходе.
— Первое время мы писали только иконы, — рассказывает Наталья Степановна. — Когда изображаешь преображенное, небесное, глаз настраивается иначе… и даже портрет не идет.
Со временем у нас пришло осознание, что красота Божия — везде, она и весной, и зимой, она и в цветах, и в человеке. Не зря говорят, что пейзаж — это пятое евангелие.
Семейное дело
Семьи у художников обычно крепкие. Вот и Трофимовы всю жизнь вместе, бок о бок. Вместе работали, вместе воспитывали троих детей.
— Пока дети росли, мы специально купили домик в деревне, чтобы они были на воздухе, — вспоминает Наталья Степановна. — Работали с мужем урывками. Один пишет, другой — с детьми. Мы всегда понимали и поддерживали друг друга.
— Для художника не писать — все равно что не дышать, — соглашается Владимир Васильевич.
Их младшая дочка Даша, которая пошла по стопам родителей, тоже не мыслит себя вне искусства. В этом году она оканчивает иконописное отделение Троице-Сергиевой лавры, и у нее на руках двухгодовалая малышка. Но Даша неутомимо движется к своей цели, хотя работать полноценно получается в основном ночью. Супруг Дарьи Александр Эллинский тоже трудится на благо Церкви. Он уже окончил отделение церковного искусства Академии художеств и сейчас расписывает храмы Подмосковья.
Впереди у Трофимовых — новые творческие планы, и, Бог даст, гармония линий, штрихов и красок снова ляжет на лист и тронет наши души светом.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.