Об этом замечательном явлении я узнал в 2003 году во время епархиального крестного шествия из Нижнего Новгорода в Дивеево, посвященного 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Мой товарищ Георгий, недавно впервые прошедший Великорецким крестным ходом, рассказал, как вятский православный народ дал обет святителю Николаю Чудотворцу ежегодно приносить его икону на место обретения. Тогда я решил — это и мой обет: отец и мои предки родились на Вятской земле. И потому уже на следующий год шагал с тысячами паломников по полям и лесам за чудотворным образом Николы Великорецкого. Крестный ход стал лучшей — святой — частью моей жизни. И в этом году, как обычно, не возникло вопроса, ехать ли на реку Великую.
Явление образа
В 1383 году на лесном берегу реки Великой местный крестьянин Агалаков заметил яркий столб света. Осенив себя крестным знамением, он вошел в чащу, там у небольшого источника увидел образ Николая Чудотворца и благоговейно принес его домой. Но святыня была обретена не для того, чтобы таиться в чьей-то избе.
Вскоре в соседней деревне одному расслабленному явился во сне святитель Николай и повелел отнести больного в дом Агалакова к найденной иконе. Дом искать не пришлось — он весь стоял в столпе света. Приложившись к чудотворной иконе, расслабленный исцелился.
С того времени по молитвам перед этим образом часто происходили исцеления. Местом утешений в скорбях стал для богомольцев и источник, где явилась икона. Когда лихие люди из языческих племен совершали набеги на село, святой образ и построенная для него часовня оставались невредимы, но церковные власти все же решили переместить икону в столицу края — город Хлынов (Вятку).
Говорят, что небольшого размера образ люди поначалу не могли сдвинуть с места. Это удалось лишь после соборной молитвы и обещания ежегодно приносить икону на место обретения. Так на рубеже XIV–XV веков была заложена традиция Великорецкого крестного хода.
Явленный образ дважды побывал в Москве: ему поклонялись первый русский царь Иван Грозный и первый царь рода Романовых Михаил Федорович. В столице, как повествуют летописи, «быша неоскудные чудеса от великого чудотворца Николы». В Покровском соборе на Красной площади, больше известном как храм Василия Блаженного, образу Николая Великорецкого посвящен один из приделов.
Православие торжествует
За прошедшие шесть веков маршрут и способы движения Великорецкого крестного хода менялись.
Вначале икону торжественно провожали до берега реки Вятки, дальше на ладье в сопровождении священника кафедрального собора переправляли к медянской пристани, а через медянский волок везли на лошадях до села Великорецкого.
Постепенно местность на пути крестного хода оказалась густо заселенной. Жители стали просить вятского архиерея, чтобы чудотворный образ несли через их села и деревни. В 1778 году епископ Лаврентий (Баранович) издал указ об учреждении сухопутного крестного хода. Именно этим путем паломники и сейчас направляются на реку Великую.
Советский период стал особой эпохой в истории шествия. В первые годы после октябрьского переворота на городской соборной площади продолжали собираться тысячи богомольцев. Но вскоре раскольники-обновленцы при содействии властей захватили Троицкий кафедральный собор, где хранился Великорецкий образ, и святыня стала недоступной для верующих. В 1930-е годы люди, направлявшиеся по святым местам, расценивались как заговорщики и контрреволюционеры. Самым тяжелым периодом для крестного хода оказалась «хрущевская оттепель»: в 1959 году было принято решение о прекращении паломничества в село Великорецкое, и желающих помолиться у места явления чудотворного образа стали отлавливать милицейские кордоны.
Возрождение Великорецкого хода началось, когда Вятскую епархию возглавлял владыка Хрисанф. В 1989 году он добился разрешения служить Божественную литургию на берегу реки Великой, а в 1993 году древний крестный ход свободно прошел историческим путем. С тех пор каждый год 3 июня он начинается после литургии в кафедральном Успенском соборе Трифонова монастыря города Кирова. В 2000 году, в свой 600-летний юбилей, Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского, а в 2017-м праздничную службу на реке Великой впервые возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Весь крещеный мир
Великорецкий крестный ход 2004 года, в котором я впервые принял участие, по сравнению с его масштабами в последние годы, был относительно немноголюдным — около семи тысяч человек. Но и это количество людей поражало. Запомнился момент, когда шествие выходило на мост через Вятку. Одна женщина у переправы спрашивала: «Откуда вы?» Люди выкрикивали свои города, и передо мной распахнулась география не только России, но и ближнего, и дальнего зарубежья — всего православного мира.
Тогда мы ступали по земле, где богоборческий период отметился уничтоженными и полуразрушенными храмами, исчезнувшими «неперспективными» деревнями, заброшенными полями. Теперь, второй десяток лет проходя по этим местам, вижу, что крестный ход словно врачует и оживляет все вокруг. Появились церкви-часовни в селах Бобино и Монастырском, построен храм в поселке Мурыгино, возрождается Троицкая церковь в селе Медяны. Чего стоит только Казанский храм в селе Горохове, на наших глазах возведенный из руин до сегодняшнего великолепия с золочеными иконостасами и фресками! В первый раз оказавшись в Горохове, испытал ощущение, что нахожусь в живом многолюдном селе. Но когда крестный ход двинулся дальше, я обернулся и понял: здесь нет ни одного дома, только кусты напоминают об очертаниях бывших участков. Благотворители гороховского храма планируют провести сюда асфальтированную дорогу и верят, что с Божией помощью село возродится.
С первых лет я отметил, что Великорецким ходом идет много священников со своей паствой, совершая соборную молитву. Захотелось встретить знакомых нижегородских батюшек, ведь наши епархии — ближайшие соседи, и как-то после отдыха в селе Загарье увидел рядом священника Георгия Демидова из Печерской Спасо-Преображенской церкви. Кстати, в позапрошлом году я посетовал отцу Георгию, что ни разу не удалось понести икону Николая Чудотворца, и по благословению батюшки моя мечта исполнилась, — помню то волнение и радость.
В этом году вместе с отцом Георгием шли тридцать пять человек из его прихода — сплоченная православная община. А у нас за время многолетнего общения сложилась международная группа. Когда-то мы с другом Александром взяли в свою компанию Людмилу, приехавшую из Германии. В следующий раз она привезла мужа и подругу, и теперь ежегодно к нам присоединяются новые германские православные братья и сестры. Многие из них, сравнивая полученную здесь благодать с жизнью в «толерантной Европе», с тревогой думают о будущем своих детей и даже укрепляются в желании стать россиянами, жить под покровом Матери Церкви.
«Мы с вами!»
Великорецкий крестный ход — особый мир, где все происходит по духовным законам, и даже натруженные ноги воспринимаются как следствие грехов.
Этим летом, как всегда, здесь шли люди известные, идут и простые паломники. Вот за иконой святителя Николая следует митрополит Вятский и Слободской Марк. В конце шествия вижу священника Леонида Софронова, — поэта, члена Союза писателей, еще мирянином он участвовал в возрождающемся Великорецком ходе. Хорошо узнаваемое лицо — замечательный писатель Владимир Крупин.
Мужичок в годах на ходу читает акафист святителю Николаю: каждое слово для него диковинно и трудно произносимо, но, не смущаясь неправильностью речи, он продолжает усердно молиться. Вот идет мальчик, ему десять лет, но в крестном ходе он одиннадцатый раз, впервые его несли четырехмесячным малышом. Мама везет коляску с младенцем, рядом шагает девочка, держится за коляску и ангельским голоском выпевает тропарь: «Правило веры и образ кротости…» На неиссякаемый поток паломников смотрит группа юношей. Паренек с банкой пива твердо заявляет: «На следующий год — мы с вами!»
Люблю подходить за благословением к священнику Владимиру Неганову, фотодокументалисту крестного хода, автору фильмов о нем. Несколько лет назад он задумал снять ленту «Николины дети» — о младенцах, рожденных по молитвам в Великорецком крестном ходе. Даже в нашей небольшой интернациональной группе произошло несколько случаев такой чудесной помощи.
Следуя за чудотворной иконой, понимаешь главное: все мы — идущие крестным ходом за святым образом и не имеющие такой возможности, но всем сердцем молящиеся ему — и есть Николины дети.
Празднику Николы Великорецкого радуется вся природа: каждый год над шествием появляется радуга. В этот раз во время патриаршей службы погода оставалась ясной, а после отъезда Патриарха надвинулась туча, и вслед за проливным дождем небо украсила радуга двойная.
Евгений Гребнев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.