Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > Кротчайший, великий
«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (125) 15:40, 14 сентября 2017

Кротчайший, великий

Первый среди ветхозаветных пророков — святой пророк Боговидец Моисей. О нем сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор 34:10).

С его именем связаны ключевые моменты ветхозаветной истории. Исход израильтян из Египта, переход по дну Красного моря, 40-летнее странствие по Аравийской пустыне, получение Десятисловия и начертание Скрижалей Завета. Ему во время призвания  был явлен образ Пресвятой Девы Марии в виде горящего тернового куста, он говорил с Богом лицом к лицу и сотворил бескрайнее множество чудес по дерзновенной молитве за свой народ к Богу. Кто же был этот великий ходатай за свой народ, могущий изменить решение Божие? Об этом повествуют книги Библии: Исход, Числа и Второзаконие.

На многих иконах мы видим перед собой убеленного сединами грозного и сурового старца. Таков ли был Моисей? Ему было около 80 лет, когда Господь призвал его освободить народ Божий из египетского рабства.

Господь видел его внутреннее мужество и силу воли, способную нести крест управления огромным народом. Кроме того, Моисей был преисполнен пламенной веры и молитвы. О силе его молитвы говорит случай при переходе моря. Когда фараон со своим войском стал догонять евреев и прижимать их к побережью, народ принялся за свое обычное дело — стал роптать. Моисей успокоил людей и стал внутренне молиться. «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх 14:15), — ответил на его молитву Господь и повелел, что делать дальше. Его беззвучную молитву Бог приравнял к воплю по силе духовного напряжения!

Только такой пламенный молитвенник мог выдержать присутствие Божие в течение 40 дней на горе Синайской при шуме грома и блеске молний. В то время  как прочие израильтяне от страха говорили Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх 20:19), сам Моисей дерзновенно обращается к Творцу: «Покажи мне славу Твою» (Исх 33:18). Так дерзновенен бывает тот, кто уже вкусил Божественной благодати и жаждет вкушать ее вновь и вновь.

Столь пламенный дух изменяет и плоть. У Моисея на лице отобразилось сияние Божественной славы. Поэтому после Богоявления ему на горе Синай он прикрывал свое лицо покрывалом каждый раз, когда выходил к народу, и снимал его, когда входил в скинию. Казалось бы, такой совершенный предводитель, через которого изрекается Божия воля, должен пользоваться непререкаемым авторитетом. Но только не среди израильтян!

Тут бытописатель дает нам еще одну интереснейшую характеристику Моисея: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии. Как-то это даже странновато звучит и не вяжется с образом пророка, в гневе разбившего скрижали Завета при горе Синай, и с образом полководца, с мечом в руках ведущего израильские полки на неприятеля. Тем не менее этот суровый пророк и полководец в ответ на все завистливые обвинения кротко молчит, становясь прообразом молчащего на допросе Спасителя. Когда речь заходила о славе Божией, Моисей всегда являл себя ревностным служителем Господним, не знающим страха или усталости, но когда дело касалось его собственной персоны, он предпочитал бесславие. Так было при купине, так Моисей вел себя и впоследствии.

И как Моисей был при жизни «кротчайшим», искал не славы себе, а лишь прославления Господа Бога, таким же кротчайшим он остался и после смерти. Моисей «скрылся» от чрезмерного почитания соплеменников, как говорит Библия: «Никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор 34:6).

Избежал Моисей и почитания христиан, потому что почти никто, даже из людей церковных и священства, не сможет, не заглядывая в календарь, назвать день его памяти. А в Типиконе на день пророка и Боговидца Моисея указана служба «без праздничного знака» — самое скромное, какое только может быть, богослужение. Но он воистину велик! И об этом свидетельствует и то, что в час Преображения на горе Фавор Христу явились два величайших ветхозаветных праведника, пророки Моисей и Илия, и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:33).

Где-то и Моисей, как всякий земной человек,  поддавался слабости и маловерию. Например, когда  Бог призвал его на великую миссию и совершил несколько чудес в удостоверение Своей силы, будущий пророк усомнился в ней и нерешительно указал на свое косноязычие. После этих слов, как говорит Библия, гнев Божий возгорелся на Моисея, и Господь назначил ему в помощники его брата Аарона.

Моисей уставал от возложенного на него бремени, и однажды после очередного возмущения народа праведник, духовно утомленный маловерием окружающих, скорбно молился Господу о даровании ему смерти.

Так и нам бывает иногда тяжко видеть вокруг себя тотальное отступление от веры, а если мы в ответе за окружающих, то эта тяжесть просто невыносима. Это же неверие иудеев заставляет, по словам святителя Иоан­на Златоуста, изречь и самого Христа: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17).

Сорокалетнее странствование израильского народа — прообраз человеческой жизни. Что Моисей говорит своим соплеменникам, мы можем смело относить к себе: Бог и нас смиряет и испытывает, томит голодом и кормит манною, чтобы мы научились уповать единственно на Творца Небесного. Всегда промышляет о нас, даже если нам и кажется, что мы оставлены. Так и Израиль, хоть по временам голодал и жаждал, — но не без Промысла Божия. Недаром Моисей говорит народу: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет» (Втор 8:4). Как походную скинию-храм мы должны носить в своем сердце постоянное памятование Господа.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.