Всматриваясь в архитектуру храмов, мы привычно восхищаемся: «Ах, как красиво»! И редко задумываемся о том, что же означают его формы и необычные детали декора. Если научиться «читать» храм по оболочке, то можно сделать для себя немало интересных открытий. В новой рубрике мы будем знакомить читателя с архитектурными стилями, которые нашли воплощение в русском храмовом зодчестве. Начать экскурс предлагаю с русско-византийского (неовизантийского) стиля, и это неслучайно. Русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Первые храмы на Руси возводились по византийским канонам и с помощью византийских мастеров. А окончательно сложился и оформился византийский стиль в России к середине XIX века, когда в архитектуре уже на равных сосуществовали восточные и русские идеи.
Канон в камне
Византийский стиль возникает как результат воспроизведения и улучшения античного греко-римского опыта и сильного восточного влияния, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству. В связи с тем, что в Константинополе обосновалась восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии был необходим и собственный антураж. Эти задачи решали лучшие художники мира, которые, стекаясь в Константинополь, создавали уникальные произведения, которые стали новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.
Православный собор должен был производить на зрителя неизгладимое впечатление своим масштабом и великолепием. Храм ассоциировался с Царствием Божиим, поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались.
За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Все храмы Константинополя, как и его главный Софийский, были в плане прямоугольными, как базилики, и разделялись внутри на нефы — отдельные помещения, ограниченные колоннами или столбами. В отличие же от базилик они, благодаря новаторскому решению архитекторов, получили купольное завершение. Поэтому главной и отличительной чертой византийского храма стала крестово-купольная система конструкции. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания. Так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности.
Важная примета византийских построек — суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом. Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, — это еще одна особенность византийских строений. Принципами же оформления интерьеров стали утонченность, богатство и изящество — для них использовались очень дорогие, эффектные материалы: мрамор и золото, — производившие сильное впечатление. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это позволило сформировать отличительную черту византийских построек — облицовку зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.
По византийским мотивам
С принятием на Руси христианства, которое пришло к нам из Византии, начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую почву. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде.
Целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.
Русские мастера начиная с X века не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их. Традиционный крестово-купольный византийский храм обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Ярким примером такой переработки в духе национального искусства стал собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма была преобразована в пятинефную и обстроена галереями, а пять глав дополнены двенадцатью малыми главками.
На новом витке
Новый импульс в освоении византийского стиля в архитектуре России приходится на середину XIX века. До этого русские мастера много веков переосмысляли и перерабатывали идеи зодчих из Константинополя. Поэтому византийский стиль в России, оформившийся к XIX столетию, имея иностранные корни, был уже продуктом развития собственных идей.
Идеологом и пропагандистом этого стиля в России стал архитектор Константин Тон, а яркими образчиками — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Однако ведущим византийский стиль становится в архитектуре Петербурга. Здесь как пример можно назвать храм в честь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, греческую церковь Димитрия Солунского.
Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к канонам Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысляются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что и в современной архитектуре России византийский стиль жив. Достаточно вспомнить знакомый многим храм в честь Антония Великого в Дзержинске.
Храмы с византийским профилем
В Нижегородском храмовом зодчестве византийский стиль тоже можно встретить. Он нашел воплощение в храмах конца XIX — начала XX века, когда доминирующим направлением в архитектуре была эклектика, которая допускала сочетание элементов разных стилей. Упомянем постройки с преобладанием византийских черт.
Одна из них — храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на улице Грузинской при Архиерейском подворье, освященный всего два года назад. Как и все здание, он выполнен в духе характерной для второй половины XIX века эклектики с преобладанием неовизантийских форм. От Византии — один приземистый купол, возведенный над массивным объемом здания, и узкие полукруглые окна, увенчанные арками.
Византийские мотивы можно найти и в строгом облике Сергиевской церкви, одной из архитектурных жемчужин Ильинской слободы. Она имеет привлекательные фасады с выразительным рельефным декором, характерным для византийских храмов.
Наиболее яркий образец неовизантийского стиля в церковном зодчестве Нижнего Новгорода — Спасо-Преображенский собор в Сормове. Он демонстрирует сходство и по композиции, и в декорировании барабанов узкими окнами с арочным завершением. Таких храмов в Российской империи было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.
Нельзя обойти вниманием и всем хорошо известный главный собор Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители — Троицкий — еще один храм с византийским характером. Он был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Резанова, ученика академика Константина Тона. Именно Резанов завершил строительство Храма Христа Спасителя в Москве. По воспоминаниям паломников, Троицкий собор всегда производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров, оставивший воспоминания о саровских торжествах 1903 года. Подобные ощущения испытали и посланники князя Владимира, когда побывали на богослужении в Константинопольской Софии.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.